ИНВЕСТИЦИИ В ИЗОБРЕТЕНИЕ КОЛЕСА

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-08-18

Даулет Алтаев

Алматы постепенно “подбирается” к линиям BRT (полосы для маршрутного транспорта) - по данным управления городской мобильности, сейчас прорабатывают и обсуждают обновленный Генеральный план, где учтена критика горожан.
Это прецедент. Впервые столь крупный инфраструктурный проект, который запущен и работает, официально признают несовершенным. Такие действия городских властей дают основание полагать, что в будущем и вовсе возможен вариант с завершением работы проекта BRT. Ведь второй этап строительства сети сегодня находится в состоянии неопределенности

Объясним, почему складывается такое впечатление. В последнее время проект BRT все чаще подвергается анализу. На закате 2021 года в ряде СМИ начали появляться публикации, которые сообщали: проект BRT, построенный в Алматы, не выдерживает критики из-за того, что, оказывается, создан с нарушениями. В частности, по принятым стандартам (СТ РК 1412-2017) выделенная полоса должна быть на дорогах и улицах с тремя и более полосами в одном направлении. Однако на многих участках это требование не соблюдается. Кстати, чтобы “подтянуть” под нормативную базу уже проложенные выделенные линии, обсуждалась возможность корректировки стандарта. И, скорее всего, изменения приняли, ведь не могут же линии BRT сегодня функционировать вразрез с существующими нормами...

Впрочем, BRT, оказывается, в Алматы организовывали в качестве эксперимента. А при таком раскладе стандарт разрешает “рисовать” линии как вздумается... Но эксперимент, похоже, затянулся.

В то же время изменение стандартов не может поменять сути проблемы. Кстати, и это важно, относительно возможных изменений в упомянутом стандарте в свое время не самым лестным образом отзывались в городском Комитете административной полиции. Представители ведомства, опираясь на статистику, отмечали - на узких улицах, где организовано BRT, многократно ухудшилась ситуация с аварийностью. Позже, конечно, публиковали и другую статистику, мол, наоборот, на улицах с BRT удалось улучшить как минимум в половину ситуацию с ДТП. Однако независимые эксперты связывают такой расклад в первую очередь с тем, что автолюбители стали избегать улиц с выделенной полосой для общественного транспорта. И по понятным причинам сторонники проекта не мониторили и не публиковали состояние с количеством ДТП на альтернативных улицах с BRT маршрутами.

Самое время вспомнить, с чего все началось. Идеей организации BRT в Алматы загорелись, когда почувствовали поддержку по линии ПРООН. В свою очередь, эта программа является частью глобального проекта по сокращению вредных выбросов в атмосферу. Если кратко и очень обще, то скоростные автобусные линии должны были стать альтернативой персональному транспорту. И за условно один раз перевозить больше людей, следовательно, жечь меньше топлива. Но на деле не всем “зашла” идея использовать общественный транспорт вместо личного. А это привело к другим проблемам - как уже было сказано, повышению аварийности, заторам и, как следствие, повышению углеродного следа. Плюс “сделало” дополнительные нервы.

Но зато Казахстан, так предпочитают говорить официально, вновь продемонстрировал приверженность к глобальным проектам по сохранению экологии в надлежащем виде. Дополнительно из бюджета были выделены средства не только на организацию BRT, то есть на перестройку некоторых важнейших магистралей города, но и на закуп сотен автобусов. Причем это не разовая история, автобусный парк требует постоянного обновления.

Напомним, что проект выделенной линии для общественного транспорта подразумевал также и второй этап реализации. Однако он пока находится в подвешенном состоянии. И критика проекта, которая периодически публикуется, дает основание полагать, что с концепцией не все так гладко. По официальной версии, задержка связана с судами - мол, в проектировании задействована организация, имеющая отношение к проекту столичного LRT. Кстати, второй этап проекта оценивали в 12 миллиардов тенге. По предварительным данным, линия должна была пройти от “пересечения улиц Желтоксан и Тимирязева до депо, которое построят в восточной части города, южнее Кульджинской трассы, вдоль дороги, соединяющей Кульджинскую и Талгарскую трассы”. Общая протяженность около 13 километров.

И на сегодня судьба второго этапа проекта не определена точно. Все попытки выяснить хотя бы примерные сроки по продолжению проекта выделенной линии пока не дают результатов. Официальные ответы сводятся к тому, как быть с уже простроенным и как это полезно городу. Понятное дело, что от официальных лиц другого и не дождешься. Но есть маркеры, что косвенно позволяют составить впечатление об отношении настоящей администрации города к проекту из “прошлого”. Так, на одной из недавних встреч с жителями города Ерболат Досаев, аким Алматы, отметил: “Вопросы выделенных линий для автобусов и их схематика... Мы сейчас работу проводим по ревизии и оптимизации, чтобы привести в нормальный вид. ... БРТ нужны городу, но как и в каком виде должны быть построены, этот вопрос вы правильно поднимаете. Есть план по развитию дорожной инфраструктуры города, там все ошибки раннего периода и планы на будущее будут утверждены”. Это мнение Досаева приводит портал zakon.kz.

Что сейчас происходит? У тех, кто будет заниматься проектом и темой BRT, все однозначно неплохо. Ведь в любом случае будет еще один денежный этап вне зависимости от того, какое примут решение. Первый раз город заплатил за создание того, что есть. Второй раз город заплатит за корректировку того, что построили (и это сейчас происходит). Будет и третий “транш”. Правда, сейчас толком непонятно - за снос или все же за те почти 13 километров стоимостью 12 миллиардов тенге. А вообще, как показывает практика, с подобного рода инфраструктурными проектами, которые должны были оптимизировать движение в мегаполисах, у нас как-то не складывается. И он становится памятником административных ошибок предыдущих команд управленцев. В том числе, как выразился градоначальник Алматы, “раннего периода”. Пока что наиболее яркий пример такого просчета - проект столичного LRT.



Статья опубликована в №088, от 18.08.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "ИНВЕСТИЦИИ В ИЗОБРЕТЕНИЕ КОЛЕСА".

Поделиться
Следуйте за нами