Денег не наблюдается

В рубрике Исследования - 2022-09-27

Аксинья Титова

Министерство юстиции РК внесло ряд изменений в Закон “О выборах”. Согласно новым поправкам, Центризбирком получит право отказывать в независимом наблюдении на выборах организациям, не соответствующим конкретным критериям. Среди них - наличие у независимых правительственных организаций финансирования из-за рубежа. Даже если денежную поддержку оказывает физическое лицо. Как заявляют сами участники НПО, подобное “мероприятие” может поставить крест на традиции независимого наблюдения в стране. Это при том, что правительственные организации сами получают деньги из-за рубежа. Почему властям можно, а независимым организациям нельзя?

Чтобы не было
“подтасовок”?
По сообщениям отечественных экспертов, как таковой международной поддержки наблюдения за выборами нет уже более десяти лет. В то же время из-за давления со стороны силовых органов закрылась Республиканская сеть независимых наблюдателей, финансовую поддержку которой оказывал Европейский союз (ЕС).
ЕС считается в Казахстане самым крупным донором. Впрочем, на деятельность НПО из средств ЕС выделяется лишь “малая бюджетная линия”. В большинстве финансируемых проектов принимают участие казахстанские госорганы.
Это подтвердил Юрий Скаскевич, исполняющий обязанности главы отдела сотрудничества делегации ЕС в Казахстане. По его словам, в качестве участников проектов, финансируемых Евросоюзом, выступают представители министерств внутренних дел, здравоохранения, экологии, информации и общественного развития. Также в их число входит инициатор поправок в закон о выборах - Минюст РК. Для сотрудников последнего в течение четырех лет проводились тренинги, связанные с реформой юстиции. ЕС оплатил гостиницы, трансфер для зарубежных экспертов и участников из разных городов Казахстана.
Тем не менее организации, получающие финансирование из-за рубежа, собираются не пускать на выборы по той причине, что таким образом якобы существует риск иностранного влияния на независимость выборов.
При этом само государство не отказывается от иностранной поддержки. К примеру, за последние 20 лет США инвестировали в Казахстан два миллиарда долларов, в том числе более 86 миллионов на помощь в области здравоохранения для предотвращения распространения туберкулеза и ВИЧ/СПИД.
ЮНИСЕФ и Европейский союз в Казахстане выделили два миллиона евро на программу поддержки Правительству РК “в создании всеобъемлющей дружественной к детям правовой системы, соответствующей международным стандартам”.
Государство также получает займы от международных организаций. Например, от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере 36 миллионов долларов, реализацию которого осуществлял Минюст. Подобные займы проходят через Министерство финансов РК. По их данным, за последние три года из иностранных источников Казахстан получил как минимум 1,8 миллиарда евро.
Что касается работы независимых организаций, также получающих финансирование “из-за бугра”, за все время их работы в стране еще не было зафиксировано ни одного случая “иностранного воздействия” на ход выборов. Каким образом это возможно, авторы нового законопроекта не поясняют.
В свою очередь деньги, которые получают независимые наблюдатели, уходят на формальные нужды выборов: транспорт для наблюдателей, канцтовары, средства фиксации нарушений, обучение, во время которого наблюдателей обучают основным правилам наблюдения и законам. Причем за свою деятельность они не получают ни копейки. Иностранные “меценаты” строго за этим наблюдают, и отчитываться приходится за каждую копейку. Если же будут выявлены разного рода нарушения, в дальнейшем организация свой грант не получит.
Вопрос в другом. Как объясняют сами представители НПО, единственное, на что теоретически может влиять компания, которая “платит за банкет”, так это на то, может ли она заставить наблюдателей “замолчать” в случае нарушений. Если основным источником финансирования у НПО станут государственные тендеры, то, вероятно, ни о какой независимости не может идти и речи.

Прервать
в одночасье
Справедливости ради, если уж говорить о прекращении сотрудничества НПО с иностранными организациями, стоит поставить на повестку вопрос о финансировании и государственных объектов. Можно ли остановить этот процесс в одночасье и нужно ли?
Скорее всего, нет, если учесть, что большинство представленных иностранных источников финансирования НПО существуют в рамках международных соглашений с Правительством РК. В обратном случае это представляло бы отказ государства от взятых на себя обязательств как участника международного сообщества.
Помимо этого для страны существует такое понятие как “инвестиционная привлекательность”. У развитых стран есть определенные экономические интересы. Гарантии для соблюдения прав инвесторов заключаются в гарантии соблюдения прав личности и частной собственности. Если эти гарантии, как, например, независимость судов, недостаточно обеспечены, у инвесторов возникают подозрения. Об этом в одном из своих интервью говорила Татьяна Зинович, исполняющая обязанности директора Центра правовой политики.
По ее словам, государства хотят взаимодействовать со странами с одинаковыми ценностями и пониманием важности верховенства права и прав человека, поэтому и вкладывают деньги.
Например, организация Татьяны в 2020-2022 годах реализовала проект “Сервис-ориентированная модель демократической полиции” на деньги от ЕС. НПО взаимодействовало с МВД и помогало реализовать в Казахстане пилот сервисной модели полиции. Результат внедряют внутри министерства, его планируют использовать по всему Казахстану. При этом цель подобного сотрудничества одна - в стране должен быть достаточный уровень развития, демократии, верховенства права и прав человека, чтобы можно было эффективно взаимодействовать.
Имеют значение принципы и международные соглашения, которые подписал Казахстан и в которых согласился обеспечивать честные выборы и наблюдение за ними.
Если же у правительственных и неправительственных организаций существуют какие-либо “сомнения” относительно непредвзятости друг к другу, то все это возможно урегулировать равными условиями работы.
К примеру, прежде чем предлагать отказаться от иностранного финансирования, необходимо провести работу по оценке объемов финансирования в секторе и государственных, и негосударственных организаций. Ведь, по сути, публиковать информацию о своей деятельности, об объемах финансирования и выполненных мероприятиях должны все - НПО, зарубежные фонды, государство и частные организации, финансирующие некоммерческий сектор. Возможно, именно тогда можно будет говорить о честности и прозрачности на всех уровнях.



Статья опубликована в №103, от 27.09.2022 газеты "Новое поколение" под заголовком "Денег не наблюдается".

Поделиться
Следуйте за нами