Четвертая промышленная революция заставляет двигаться в невероятно высоком темпе и трансформироваться практически на ходу. Речь не только о бизнесе. Даже наука, где в основе лежат проверенные десятилетиями фундаментальные методики, сегодня требует безальтернативного пересмотра.
Новая реальность
Развиваться нужно — это факт. Но в каком направлении двигаться и как добиться лучшего результата? Ответы на этот и ряд других актуальных вопросов подняли на международной научной конференции «Наука, искусство и образование через призму государственно-частного партнерства в новых условиях». В течении трех дней, с 26 по 28 октября, в стенах Каспийского университета (Caspian University) представители мирового экспертного сообщества провели ряд тематических сессий, раскрывающих пути объединения усилий ученых, деятелей искусства и культуры, представителей бизнеса, промышленности и государственных структур для укрепления единого научно-культурного пространства. Одной из целей было обозначено создание общей платформы для определения и выработки предложений по решению актуальных проблем современности в области безопасности жизнедеятельности человека, экологии и окружающей среды.
Совместно с Caspian University в число организаторов научной конференции вошли Национальный центр биотехнологии РК, Российский университет дружбы народов, Институт общей генетики имени Н.И. Вавилова Российской академии наук.
Как отметил ректор Caspian University Жолдасбек Нусенов, многогранность формата конференции, которая за прошедшие восемь лет проводится уже в пятый раз, позволяет охватить широкую аудиторию, что уже сегодня дает свои плоды.
«В отличие от предыдущих годов, когда мы проводили форум, в этот раз проявили интерес государственные структуры, крупный бизнес и промышленные предприятия. Это уже можно считать большим шагом в направлении к поставленной цели», — подчеркивает Жолдасбек Нусенов.
Также профессор делает большой акцент на том, что сегодня наука и инновации меняются кардинально быстро. Если посмотреть на историю, а главное, динамику развития человечества, то становится очевидным, что время сжимается с невероятной скоростью. Интервалы между первой, второй и третьей промышленными революциями составляли в среднем около ста лет, однако четвертая, живыми свидетелями начала которой являемся все мы, сокращает этот интервал до десятков лет и менее. Она принципиально отличается от предыдущих: как еще ее называют, индустрия 4.0 характеризуется новыми технологиями, которые объединяют физический, цифровой и биологический миры.
«Если посмотреть на наших студентов, то подавляющее их число живут в двух мирах — это реальный и цифровой. Сотовый был трансформирован в смартфон и уже давно утратил свою изначальную функцию — быть инструментом для беседы двух людей. Современный смартфон — это суперкомпьютер, объединяющий тысячи и даже сотни тысяч людей. В нем хранится невероятный объем данных. И вот с этой информацией нужно уметь работать, фильтровать, избавляться от так называемого информационного мусора и находить то, что действительно нужно и полезно. То есть мы должны уметь отвечать на те трансформации, которые происходят в этом быстроменяющемся мире», — говорит Жолдасбек Нусенов.
Новое поколение людей уже не представляет, как можно жить и работать без социальных сетей, интернета и той мобильности, которая доступна на расстоянии вытянутого пальца. Конечно, можно игнорировать новые тенденции, но нужно ли?
Неблатные времена
В первую очередь реагировать на форсаж должны наука и образование. В Казахстане о цифровизации говорят уже давно. Ее не спеша, а по современным меркам даже очень медленно, начали интегрировать в различные госструктуры, систему здравоохранения, образования и так далее. И до пандемии казалось, что все движется своим чередом, а страна идет в ногу с трендами цифровых трансформаций. Увы, а может быть, и к счастью, пандемия выступила в роли индикатора, обнажившего все слабые места этой самой пресловутой цифровизации.
«В одночасье вся страна должна была перейти на онлайн-обучение. А это означало, что у всего педагогического состава и учеников должны быть компьютеры и высокоскоростной интернет. Важную роль играет и платформа, на базе которой каждое отдельно взятое учебное заведение должно было наладить полноценную работу. Чем закончился этот краштест казахстанской цифровизации, всем хорошо известно. Нагрузку не выдержали ни системы связи, ни вузы, у многих из которых попросту не оказалось необходимой платформы», — говорит Нусенов.
Студентам Каспийского университета в значительной степени повезло, поскольку вуз оказался готов к такому форс-мажору. Конечно, никто не мог предположить, что в XXI веке может возникнуть пандемия и тотальный локдаун, но в Caspian University, где все новые практики интегрируют на старте их развития, к онлайн-режиму были готовы давно. На самом деле внезапный онлайнформат — это лишь вершина айсберга, а более сложные вопросы в системе образования и даже развития страны спрятаны под поверхностью.
«Мы четко понимали, что если не будет такой обучающей платформы, то вуз попросту не сможет отвечать требованиям современных систем образования. Конечно, внедрять любые новаторские идеи — это непросто. При этом необходимо приспосабливаться под изменяющийся мир и готовить перспективные кадры. Если мы готовим одного специалиста, но понимаем, что уже через три года это будет не тот эксперт, который нужен рынку труда, то все наши усилия сводятся к нулю. Скажу больше: сегодня имеют право на жизнь только те организации, которые умеют быстро меняться — такая аксиома», — заключил профессор.
Трансформация важна и нужна. Чего стоит один только обрыв логистических цепочек, вызванный ковидными ограничениями. Далеко не все смогли быстро подстроиться под новые реалии, что привело к банкротству многих компаний по всему миру. Как и в предыдущих промышленных революциях, прогресс убирает с рынка тех игроков, которые отказываются от новых правил, и продвигает тех, кто не боится брать на вооружение новые тренды.
«У нас в стране трансформация рынка идет не так активно, как в более развитых странах, но такое развитие неминуемо. Именно поэтому мы растим таких специалистов, которые будут готовы к изменениям. Понятно, что точные науки фундаментальны, но это лишь одна составная часть в большом блоке системы и методики образования», — утверждает Нусенов.
Еще один важный момент, отмеченный в ходе конференции, — подбор и работа с кадрами. Ситуация, в которой человек даже с красным дипломом может оказаться невостребованным из-за новых тенденций в профессии, — объективная реальность. Поэтому, как пояснили спикеры конференции, крайне важно постоянно двигаться вперед и продолжать процесс обучения независимо от объема накопленных знаний, числа дипломов и количества регалий. Понятно, что в реалиях Казахстана это сделать непросто. Зачастую многие выпускники, получив высшее образование, уходят в работу с головой. Нередко потребность обеспечивать семью превалирует над желанием получить второе высшее образование или какие-то другие знания. Отдельная тема — финансы, их в определенном временном промежутке может попросту не хватать на все потребности. Чтобы както нивелировать эту реальность, в Caspian University сформировали ряд программ, которые позволяют продолжать обучение, даже если обстоятельства диктуют иные условия.
Дело в том, что, остановив процесс обучения, специалист постепенно начинает терять конкурентоспособность, что в перспективе может сказаться на профессиональной деятельности. Сегодня рынок диктует условия как никогда раньше, и они в корне отличаются от тех, которые были актуальны 10-20 лет назад. Уже давно ушли в прошлое те времена, когда нормой было устраивать людей по звонку, не обращая внимания на их квалификацию. Сегодня такой подход не работает. Востребован работник–специалист, поскольку для развития успешной компании необходимо иметь сильную команду с конкурентного рынка. Особенно ярко этот момент проявляется в частном бизнесе, где в счет идет не только каждый человек, но и его ключевой показатель эффективности работы, или KPI.
Лучшие из лучших
Отдельная тема — финансирование вузов и вытекающая из него оценка вложенных инвестиций. Эффективность любого университета измеряется в успешности его выпускников. Это в теории. Но на практике такая связка работает отнюдь не всегда. Дело в том, что во многих государственных вузах страны работает старая, изжившая себя система, которая направлена больше на созидание, чем на какое-либо развитие. Причина такого развития событий лежит не только и не столько в подходе к процессу обучения в конкретных вузах, сколько в обстоятельствах. В экономике есть такое понятие «Голландская болезнь», или эффект Гронингена. Если говорить простыми словами, то он выражается в негативных последствиях из-за избыточного дохода или получаемых средств. То есть тот самый случай, когда нельзя сказать, что «денег много не бывает», здесь все в точности наоборот: бывает, и чем больше — тем хуже.
Проецируя эту матрицу на нашу систему образования, видим следующую ситуацию. Государство финансирует определенные вузы на постоянной основе, что приводит к снижению качества образования. Да, вузы ежегодно выбрасывают на рынок целые потоки дипломированных выпускников, но реализовать те знания, которые они получили, удается далеко не всем. Здесь нет вины конкретного студента — он в процессе обучения брал все знания, которые ему давали. Другое дело, что они — эти самые знания — могут не отвечать требованиям динамичного рынка.
В «зафинансированных» вузах процесс цикличен. При понимании, что в следующем году тот или иной университет в любом случае получит свой бюджет, срабатывает эффект Гронингена и у вуза пропадает необходимость вкладывать силы и средства в самосовершенствование. Уровень подготовки кадрового состава, образовательная программа, инфраструктура — все остается без изменений на протяжении многих лет. А это, как отметил в рамках конференции президент Национальной академии наук РК Мурат Журинов, неминуемо приводит к снижению качества образования.
Ключевым отличием частных вузов от тех, которые финансируются государством, является то, что первые не могут позволить себе выпускать специалистов, которые не востребованы на рынке. В основе своей вуз продает услуги в сфере образования, и если такой «товар» будет некачественным, то его попросту никто не будет приобретать. То есть в скором времени такой вуз прекратит свое существование — таковы правила рынка.
Caspian University находится на рынке труда уже три десятилетия, и за это время он пережил не одну трансформацию, что и позволило вузу оказаться в рейтинге сильнейших вузов страны и получать от зарубежных коллег положительные отзывы. Валерий Николаевич Даниленко, профессор, доктор биологических наук, заведующий отделом генетических основ биотехнологии Института Общей генетики (ИОген) им. Н.И.Вавилова РАН говорит о Caspian University следующее: «Есть общественная оценка не только на национальном, но и интернациональном уровне. Она показывает, что Caspian University был сделан большой прорыв. За последние 10 лет удалось собрать коллектив, соблюдающий такие подходы и принципы. Здесь, несомненно, важна роль лидера и внутренних коммуникаций.
Мне хорошо знакома структура госуниверситетов и вузов не только в странах СНГ, но и в целом по всему миру. В большинстве своем проблемы у всех идентичны — все забюрократизированы и, как следствие, трудно разворачиваемые на любые инициативы. В данном случае Caspian University — это более мобильная, активная организация, настроенная на развитие. Одним из явных показателей этого является оценка и признание научным сообществом. Две недели назад Caspian University вошел в состав Евразийского сетевого университета (ЕСУ), который был сформирован по инициативе ЕАЭС. В ЕСУ представлены лучшие университеты: МГУ, МГТУ имени Баумана и другие — от России, включены ведущие вузы от Белоруссии, Армении и Киргизии. Теперь с удовольствием приняли Каспийский университет, потому что видят, что он делает и даже опережает других. То, что ЕСУ только хотел бы внедрить, в Caspian University уже реализовано», — констатирует Валерий Николаевич.
Синергия
В интервью Даниленко акцентирует внимание на усиление научно-технологической базы, выделяя ее как ключевой аспект в подготовке уникальных специалистов.
«Возьмем в пример экспертов по экологии. Да, сейчас мало платят, и в профессию никто не хочет идти. Но сегодня эта профессия раскрыта гораздо шире, и можно получить достаточные знания, чтобы претендовать на достойную заработную плату.
Сейчас любому крупному предприятию нужны специалисты, владеющие проблемами зеленой повестки. То есть иметь грамотного специалиста–эколога, владеющего этой темой на мировом уровне и с акцентами на потребности своей страны, — это дорогого стоит. Естественно, у него должна быть и будет хорошая заработная плата, поскольку такой специалист может предложить производству такие технологии, которые принесут большие доходы, — вот лицо нового эколога. Другими словами, помимо образования новых профессий сохраняются и старые, но трансформированные под новым углом, — вот что нужно давать молодежи», — разъясняет профессор Даниленко.
Другое дело, что для подготовки таких экспертов нужны соответствующие платформы, выходящие за рамки «старой» системы образования. Еще в середине 90-х годов известные ученые Генри Ицковиц (США) и Лойет Лейдесдорф (Нидерланды) разработали модель инновационного развития, названную «тройной спиралью».
Потенциал для экономического развития Ицковиц и Лейдесдорф увидели в более ярко выраженной роли университетов и тесном взаимодействии университета, частных предприятий и государства. Ученые пришли к выводу, что добиться больших результатов в развитии экономики удалось в тех странах, которые пошли по пути «тройной спирали». В Казахстане, увы, пока такая схема не практикуется.
Конечно, первые шаги для формирования «спирали» уже сделаны. В частности, бизнес уже начал поворачиваться в сторону университетов и мог бы сделать это гораздо раньше. За три дня проведения форума выяснилось, что многие представители бизнеса попросту не знали о существовании подобных возможностей.
Крайне важно прийти к пониманию, что университет — это больше чем просто место для получения образования. Да, эта функция неотъемлема, но она не должна быть единственной. Вуз должен быть центром знаний, центром науки и исследований. Именно такой подход позволяет аккумулировать научную элиту в одном месте. Чтобы те светлые головы, которые выковал вуз, не уезжали за границу, а оставались работать тут же, при университете. Так устроены все ведущие университеты мира.
Важнейшим инструментом является непрерывная связь. В своем докладе «Научная дипломатия на пространстве СНГ» Александр Оганович Чубарьян, академик, президент Государственного академического университета гуманитарных наук РФ, указывает на то, что сегодня, в достаточно сложные времена, когда дипломатия не работает так, как должна, научная и культурная дипломатии должны стать своего рода связующими мостами.
В свою очередь Пробхат Ранжан, профессор, доктор наук, советник Премьер-Министра Индии по инновациям, предлагает менять некоторые из сегодняшних тенденций. В своем докладе он делает прогнозы на десятилетие вперед, указывая на то, как может поменяться жизнь в Индии. В целом аналогичный подход можно применять к любым странам, поскольку профессор затрагивает очень важный вопрос горизонта планирования. Сегодня в большинстве стран он стремительно сжимается и составляет период менее пяти лет. В некоторых странах еще меньше. Однако понимание того, как мир может поменяться через десятилетие, пусть даже в абстрактном восприятии, позволяет выстраивать наиболее правильный путь развития.
Заслуженная награда
Как следует из названия, неотъемлемой частью конференции является искусство, и в этот раз всех участников ждал приятный сюрприз. Творческой изюминкой, разбавившей рутинную работу конференции, стал показ фильма, снятого по одноименному роману казахстанской писательницы и продюсера Карины Сарсеновой «Хранители пути». Он повествует о ребенке, который волею судеб стал инструментом в руках представителей двух противоборствующих сторон — ангелов и демонов.
«Искусство и наука — это два универсальных языка, общецивилизационных и общечеловеческих. Наука более технологична, а искусство — это язык образов и символов. Наука делает нашу жизнь комфортной, уютной, более легкой и счастливой. В свою очередь искусство вдохновляет нас черпать из себя силы для научных достижений. И, что очень важно, наука производит технологии, а искусство помогает нам оставаться людьми и применять эти технологии не против себя, а на благо человечества», — заключила Карина Сарсенова.
В заключение конференции, посвященной 30-летию Каспийского общественного университета, Карина Сарсенова провела церемонию награждения премии Евразийского творческого союза, которую вручают людям всех специальностей, внесших огромный вклад в развитие Евразии.
Ими стали: Чжун Хуа, заместитель Генерального консула Китайской Народной Республики; Артем Оганов, консул-советник Российской Федерации; Али Акынджы, Генеральный консул Республики Турция; Амит-Кумар Мишра, Консул представительства Посольства Республики Индии в Алматы; Аброр Фатхуллаев, Генеральный консул Республики Узбекистан; Равшан Бобохонзода, Генеральный консул Республики Таджикистан; Фани Бхушан Поту, доктор медицины, профессор Бриджтаунского международного университета, Барбадос; Гулзода Махмадшох Курбонали, д.м.н., профессор, ректор Таджикского государственного медицинского университета имени Авиценны, Таджикистан; Прабхат Ранжан, профессор, доктор наук, вице-канцлер D Y Patil International University, Индия; Кахабер Лазарашвили, доктор наук, профессор, ректор East European University, Грузия; Арсен Айдаралиев, д.м.н., профессор, член-корреспондент НАН КР, президент академического консорциума «Международный университет Кыргызстана»; Стальбек Ахунбаев, к.м.н., доцент, ректор Международной высшей школы медицины, Киргизия.
Очередная конференция «Наука, искусство и образование через призму государственно-частного партнерства в новых условиях» закончилась, однако большая работа только начинается, ведь, как и говорилось выше, уникальная площадка позволила найти много точек соприкосновения. Если же в формирующуюся структуру интегрируется государство, то Caspian University может стать первой экспериментальной платформой для стремительного роста всех участников той самой «тройной спирали».
Алексей Мальченко. Фото Талгата Галимова.