В Алматинской области у браконьеров изъяли 100 килограммов рогов сайги. Задержанных взяли под стражу. Но все это капля в море в борьбе с подобными злодеяниями в отношении не только краснокнижных животных или представителей животного мира, находящихся под угрозой исчезновения, но и всего остального биоразнообразия Казахстана, которое неуклонно сокращается «благодаря» вот таким, и не только, вопиющим инцидентам. Положение не спасает даже закон, принятый несколько лет назад, согласно которому правонарушителям может грозить до 12 лет лишения свободы.
- Сотрудники УБОП ДП Алматинской области совместно с сотрудниками ДКНБ задержали трех мужчин. При этом в ходе оперативных работ изъяли более 100 килограммов сайгачьих рогов в количестве 953 единицы, — сообщил начальник УБОП ДП Алматинской области Абилгазы Толепбергенов. И пусть в отношении задержанных начато досудебное расследование по статье 339 УК «Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами», проводят необходимые следственные действия, правоохранительные органы даже не в курсе, где именно и в какое время производили незаконный отстрел краснокнижных животных и сбор их рогов.
А это говорит только об одном – никакие законы, никакие меры наказания, ничто не способно остановить давно и успешно налаженный бизнес по уничтожению природы и экологического равновесия республики. Плюс покрывание преступников, которые попадают на «прицел» к правоохранителям, только если совсем уж ведут себя вызывающе, ощущая полную безнаказанность.
Более того, согласно официальным статистическим данным, убийцы краснокнижных животных и иже с ними ежегодно наносят ущерб экологии Казахстана на сумму, превышающую 3,5 миллиарда тенге, возмещая при этом лишь менее 20 процентов. Но это, повторим, де-юре, тогда как де-факто цифры явно превышают указанные.
Независимые эксперты, в свою очередь, утверждают, что «экологические преступления случаются везде, где можно заработать на незаконных сделках, наносящих вред окружающей среде». Так, по данным ООН, экологические преступления затмевают незаконную торговлю стрелковым оружием, которая оценивается примерно в три миллиарда долларов. А еще это четвертая по величине преступная сфера в мире после контрабанды наркотиков, фальшивомонетничества и торговли людьми. Средства, потерянные из-за экологических преступлений, в 10 тысяч раз превышают сумму, потраченную международными агентствами на борьбу с ними, составляя 30 миллионов долларов.
Особенно остро эта проблема стоит в развивающихся странах, где власти зачастую не в состоянии регулировать эксплуатацию природных богатств либо, что происходит чаще всего, состоят в сговоре с браконьерами. Поскольку реакция на преступления, наносящие ущерб окружающей среде, нередко происходит уже после того, как, к примеру, редких животных поймали и убили, а краснокнижные растения уничтожили или перепродали.
В Казахстане, по тем же данным ООН, ежегодно с начала 2017-го по сентябрь 2022 года произходило более 1,1 тысячи уголовных экологических правонарушений. И финансовый ущерб, который они принесли, намного вырос. Только в 2021 году экологические нарушения обошлись республике в 5,3 миллиарда тенге — это рекордная, с 2017-го, сумма.
За всеми этими цифрами стоят незаконные действия, которые вредят экосистемам, повышают риск заболеваний, экологических катастроф, усиливая и без того растущую деградацию дикой природы. И хотя в УК РК разные виды экологических правонарушений описывают в 21-й статье, включая порчу земли, загрязнение морской среды, незаконную охоту, самовольное пользование недрами, чаще других происходят два вида правонарушений.
Во-первых, незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами – статья 339. Во-вторых, незаконная добыча рыбных ресурсов, других водных животных или растений – статья 335. Именно на них в прошлом году пришлось 62,8 процента – опять же, согласно официальным данным, всех уголовных экологических правонарушений, а за первые девять месяцев этого года — свыше 56.
Вот лишь несколько примеров. Так, в сентябре 2022 года полиция Туркестанской области во время рейдов выявила двух местных жителей, которые незаконно ловили рыбу в Шардаринском водохранилище с помощью гарпунов. У браконьеров изъяли почти 100 килограммов рыбы, три гарпуна и два гидрокостюма. И вряд ли стоит комментировать, как в Казахстане привыкли делать, пытаясь оправдать подобные правонарушения. Дескать ловившим, пусть даже с применением запрещенного орудия лова, «было нечего есть». Отнюдь. Хотя бы потому, что каждый гидрокостюм тянул на стоимость не менее чем 260 тысяч тенге, а цена гарпунов, во множестве предлагаемых китайскими сайтами, достигала 120 тысяч тенге.
Таким образом, всего за первые восемь месяцев этого года только в этом регионе полиция изъяла у браконьеров почти три тонны рыбы, сумев привлечь к ответственности более 360 граждан, нарушивших правила рыболовства, и наложив штрафы на общую сумму 5,5 миллиона тенге.
Вот только, повторим, хорошо организованные преступные группы, которым никто, как выясняется в очередной раз, не указ, превратили незаконную эксплуатацию окружающей среды в профессиональный бизнес, приносящий личную прибыль. Но ведущий к стремительному сокращению животного мира Казахстана, уничтожению природы страны, нарушению биологического разнообразия и невозврату разорванных биологических цепочек, грозящих общей экологической катастрофой не только в республике, но и за ее пределами…
Ольга Шишанова