Сейчас вылетит птичка…

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-11-18

Неподалеку от актауского аэропорта можно застать сцены как из фильмов ужасов: повсюду лежат трупы животных. Если конкретизировать – в основном трупы пернатых. Актау входит в число городов, где регулярно происходят столкновения самолетов с птицами. Чем опасна такая ситуация?

 

Предвестники «бури»

Местных жителей и гостей города эта новость, конечно, пугает. Поэтому активисты потребовали срочных объяснений. Как выяснили, неподалеку от взлетных полос расположено множество фермерских хозяйств, и птицы летят оттуда. Это привело к тому, что с начала года в Актау зафиксировали уже семь случаев столкновения авиабортов с птицами. При этом аэропорт расположен в пустынной местности, а количество рейсов относительно небольшое – всего 20 в сутки.

Последний объезд показал, что в приаэродромной территории строится и уже функционирует более 30 различных ферм. Там часто находят трупы животных, таких как лошади, овцы. Очевидно, это и привлекает птиц. Неоднократно представители аэропорта отправляли письма как в Тупкараганский, так и в Мунайлинский районы по решению этого вопроса. До сегодняшнего дня никаких сподвижек в этом деле нет.

В администрации аэропорта говорят, что не раз просили чиновников согласовывать с ними появление новых ферм вокруг воздушной гавани. Вот только в акимате к ним не прислушиваются. На этом фоне орнитологи делают громкие заявления: птиц надо контролировать, иначе беды не избежать.Фатальные столкновенияГоворить о том, что столкновения с пернатыми происходят только в Актау, не приходится. В 2022 году казахстанская авиакомпания Air Astana неоднократно фиксировала столкновения самолетов с птицами. Только за минувший август компания зарегистрировала шесть столкновений с пернатыми, пять из которых пришлись на последнюю неделю месяца. Например, 31 августа произошло сразу два столкновения за день в аэропорту Актобе. В первом случае птицы попали в створку шасси самолета Аirbus A320. Во втором – пернатые повредили датчик индикации температуры окружающей среды на самолете Аirbus A321.

В общей сложности, по сообщениям пресс-службы Air Astana, за 2022 год случилось 100 столкновений, последнее выпало на 31 августа. Как тогда отметили в авиакомпании, это число инцидентов уже «обоснованно вызывает опасения».

Даже в масштабах нашей страны показатели такого рода столкновений зашкаливают. К радости, стоит отметить, что пока подобные аварии заканчивались трагично только для птиц, не успевших вовремя сманеврировать. До сих пор это не приводило к авариям и условиям, опасным для жизни пассажиров. Разумеется, в мировой истории бывали и другие случаи. Так, первая авиакатастрофа из-за столкновения с птицей произошла в 1912 году в США: ударившаяся в самолет чайка разрушила управление рулями, и самолет разбился. В передней проекции того самолета оказалось много уязвимых деталей: стекло кабины, радиопрозрачный обтекатель, турбореактивный двигатель. Поэтому трагедии не удалось миновать. Еще один фатальный случай связан с аварийной посадкой самолета Airbus A320 на Гудзоне в 2009 году. Тогда борт, вылетавший из Нью-Йорка, всего через полторы минуты после взлета столкнулся со стаей канадских гусей, и у него отказали оба двигателя. Благодаря мастерству экипажа, низкой высоте, малой скорости полета и наличию водоема экипаж благополучно посадил лайнер в реку, и все находившиеся на его борту 155 человек выжили. Страшно представить, что могло произойти, если бы обстоятельства сложились иначе...

По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно в мире происходит более 5000 столкновений воздушных судов с птицами. Проблеме происшествий на воздушном транспорте из-за птиц уже более века, но абсолютного решения для нее пока так и не найдено. При этом с каждым годом число полетов, а значит и потенциально опасных встреч с птицами, только растет.

Работа над задачей ведется с нескольких сторон. Авиастроители и разработчики авиадвигателей работают над тем, чтобы уменьшить последствия столкновения, а наземные службы аэропортов пытаются предотвратить сам факт происшествия. Кроме того, свою работу ведут ученые-орнитологи, изучающие поведение птиц, их расселение и пути миграции. Вся эта деятельность очень важна, ведь она ежедневно обеспечивает безопасность миллионов людей по всему миру.

Основное время полета современные гражданские авиалайнеры проводят на большой высоте около 10 километров. На такой высоте птицы не летают. Поэтому чаще всего опасные встречи происходят в момент взлета и посадки самолета. Логика подсказывает, что во избежание этого нужно всего лишь прогнать всех птиц вокруг аэропортов, но осуществить это на практике не так-то просто.

По оценкам международных экспертов, ежегодный ущерб мировой коммерческой авиации от столкновений с птицами составляет до 1,2 миллиарда долларов.

 

Охота на «дичь»

Как решить вопрос столкновения с пернатыми в аэропортах Казахстана? Как считают эксперты в этом вопросе, важнее всего не столько отпугивание птиц, сколько профилактика, и она заключается в том, что поблизости от аэропорта не должно быть свалок с пищевыми отходами, которые привлекают птиц, а значит и трупов животных. Соответственно, чтобы не было трупов и отходов, необходимо ликвидировать фермы. Очевидно, у администрации аэропортов нет таких полномочий. Это могут сделать лишь местные власти. Поэтому авиационное руководство того же Актау уже устроило спецпроверку и отправило местным властям свою претензию.По их предварительной информации, запрет на выдачу земельных участков в районе четвертого километра уже введен. Однако в областной администрации поясняют: фермерские хозяйства готовы даже снести, чтобы исправить ситуацию, и прогнать птиц подальше от аэропорта. Вот только людям нужно выплатить компенсацию, а денег на это нет.

Когда и как будет решен вопрос с уже действующими объектами, пока не известно. Процесс этот, утверждают чиновники, небыстрый. Однако одну гарантию местные власти все же дали. Сказали, что больше никаких несогласованных построек вблизи аэропорта не будет.Как заверяют в Международном аэропорту Астаны, работа по недопущению птиц на территорию воздушной гавани столицы тоже ведется в усиленном режиме. Относительно воздушного пространства Алматы заявили то же самое.

В аэропортах, как правило, используют биоакустические установки, газовые пушки, механические и лазерные птицеотпугиватели, пневматические винтовки, шумовые пистолеты, сигналы охотника, оптические средства по контролю за птицами, спецавтомобили и прочие средства отпугивания пернатых. Но, по заверению экспертов, наиболее важными являются мероприятия именно по управлению средой обитания птиц на территории аэропортов. Для этого нужно удалять места гнездования, проводить химическую обработку от насекомых, косить траву, оборудовать специальными шипами места насеста птиц, например, огни взлетно-посадочной полосы или аэродромных знаков, осушать заболоченные участки. То есть сделать все возможное, чтобы зона воздушной гавани никак не привлекала птиц. И, по словам пресс-служб аэропортов, все эти мероприятия проводят систематически.

Куда сложнее  ликвидировать все созданные условия для гнездования и питания птиц на прилежащих к аэродромам территориях. Конечно, ответственные лица все же проводят обследования приаэродромной территории для выявления свалок, ферм, скотобоен, мест выпаса скота, но не всегда эффективно.Сотрудники аэродромной службы ежемесячно по утвержденным маршрутам производят обследование территории, чтобы установить объекты, привлекающие птиц. Результаты обследований направляют собственникам объектов и соответствующим органам, чтобы те вывезли мусор. Письма с точными координатами мест свалок отправляют и местным исполнительным органам.

Но пока ответственные лица перекладывают ответственность и пытаются понять, кто прав или виноват, птицы продолжают таранить самолеты, принося авиакомпаниям ущерб. Нужно понимать, что после столкновения самолет тщательно проверяют на повреждения. И если их обнаружат, то борт нужно будет ремонтировать, а это, очевидно, порождает задержку рейсов. Есть и более неприятные сценарии развития, когда столкновение со стаей птиц может привести к отказу сразу двух двигателей и аварийной посадке вне аэродрома, как это было на Гудзоне. Авиакомпании несут и репутационные риски, и, само собой, финансовые. Все расходы по ремонту и устранению повреждений авиакомпания вынуждена нести самостоятельно. Каждый случай столкновения с птицей, вызывающий повреждение самолета, создает дополнительную нагрузку на технические ресурсы и летный состав авиакомпании, не говоря уже о высоких расходах на замену поврежденных деталей…

Аксинья Титова

Поделиться
Следуйте за нами