У Казахстана есть свой конек

В рубрике Анонсированные материалы - 2022-11-29

В этом году легендарный и единственный в мире высокогорный комплекс «Медеу» отмечает свое 50-летие. Этому событию будут приурочены торжественные и праздничные мероприятия, которые пройдут на катке 25 декабря.

 

Опираясь на Медеу

Медеу на самом деле - это и понятие, и слово, и каток, и урочище, и имя человека, имеющего непосредственное отношение к теме легендарного катка. В переводе с казахского языка означает поддержку, опору. Высокогорный спортивный комплекс (ВСК) «Медеу» расположен в одноименном высокогорном урочище  на высоте 1691 метр над уровнем моря вблизи культурной столицы Казахстана  города Алматы.

«Медеу» и сегодня является крупнейшим в мире высокогорным катком, предназначенным для зимних видов спорта, с самой большой площадью искусственного ледового покрытия размером 10,5 тысячи квадратных метров. Чистейшая горная вода для заливки льда всегда способствовала не только созданию идеальной поверхности катка, но и достижению высоких результатов в конькобежном спорте. «Медеу» остается лидером среди стадионов по количеству установленных здесь мировых рекордов на всех дистанциях среди мужчин и женщин – здесь сделано 320 рекордов в период c 1952 по 1988 год. Не зря алматинский каток называли «фабрикой рекордов», а сегодня он сохраняет за собой статус государственного памятника градостроительства и архитектуры республиканского значения.

Однако мало кто знает, что обязаны мы появлению такой яркой жемчужины среди всех достопримечательностей Алматы и Казахстана одному человеку, которому когда-то принадлежали земли, на которых с 50-х годов раскинулось ледовое поле.

Сегодня и само урочище, и всемирно известный высокогорный каток носят имя человека, немало сделавшего для развития градостроительства, садоводства и образования в городе Верном (прежнее название Алматы). Этим человеком был Медеу Пусурманов - выдающийся деятель верненской эпохи, волостной третьего аула Малоалматинской волости Семиреченской области.

Сегодня в Алматы о нем подзабыли, и в городе даже нигде не установлено ни бюста, ни памятной доски, свидетельствующих о заслугах и трудах Пусурманова. Но в городских архивах есть документы, среди которых сохранились фотографии самого Медеу, его семьи и коллег, а также весь исторический и родословный «портрет» его жизни и деятельности. И среди них есть один примечательный документ - прошение волостного третьего аула Верненского уезда Малоалматинской волости Медеу Пусурманова губернатору Семиречья. В этом прошении речь идет о том, чтобы предоставить ему, Медеу, «место на постройку деревянных домов возле ущелья Кимасар», рядом с дачей генерала Колпаковского. В ответ ему было заявлено, что он и его родные могут «возводить жилье и хозяйственные постройки и без всякого разрешения администрации». Так, близ ущелья Кимасар появилось несколько деревянных домов, на месте которых до недавнего находилась также и гостиница «Медеу» (была снесена).  

По свидетельствам и воспоминаниям родственников и старожилов Медеу происходил из бедняцкой семьи, но сумел получить образование и заработать некоторый капитал. Достаточно просвещенный для своего времени, он общался с такими знаменитыми современниками, как генерал Г.  Колпаковский, архитектор и зодчий А. Зенков, ученые Н. Моисеев, Э. Баум. Среди его единомышленников были купец И. Габдулвалиев, отец Д. Кунаева, дед известной танцовщицы С. Жиенкуловой, купец Пугасов и многие другие.

После смерти Медеу Пусурманова часть построенных им домов передали в аренду Лесной школе. В 1910-х годах здесь готовили будущих лесников и потенциальных исследователей Тянь-Шаньских гор.  

 

Фурманов и его МДО

После гражданской войны, семиреченского восстания и октябрьской революции началась новая история урочища. И во многом благодаря распоряжению одного из командиров Красной армии, литератору и уполномоченному Реввоенсовета в Семиречье Дмитрию Фурманову, ставшему фактически градоначальником Верного, в здании бывшей Лесной школы создали кумысолечебницу, которая в 1920-30-е годы обрела славу общесоюзного курорта. Назывался он тогда МДО, или «Местный дом отдыха». (К слову, название улицы Фурманова было исторически оправданным, а сегодня могло бы носить и имя Пусурманова, тем более что ведет она как раз вверх к горному ущелью и катку «Медеу».)  

Примечательный факт: по ошибке Фурманова в русскоязычную печать название курорта ушло как «Медео», и потом же с таким правописанием и произношением закрепилось за названием спорткомплекса. В народе же долго бытовала и расшифровка Медео как аббревиатуры МДО – местный дом отдыха.  Каток фигурирует в произведениях многих писателей. К примеру, в "Факультете ненужных вещей" Юрия Домбровского, в "Мике и Альфреде" Владимира Кунина. Также мы можем наблюдать историю знаменитого катка по фотоснимкам известных казахстанских фотографов и по изображениям на картинах мастеров кисти. Каток засветился и во многих документальных фильмах, в том числе снятых специально о нем, и в художественных кинолентах.   

 

Всесоюзная стройка

Строительство катка началось осенью 1949 года, а первые официальные Всесоюзные соревнования состоялись здесь с 4 по 5 февраля 1951-го. В период с 1951 по 1970 год на месте будущего спорткомплекса функционировал каток с естественным льдом. И только в 1972 году на его месте построили высокогорный спортивный комплекс с искусственным льдом. Высокая сейсмичность Алматы и непосредственно Малого Алматинского ущелья привели к решению построить стадион и трибуны из бетона. Многослойное поле смонтировали из материалов 20 наименований. Завершала его железобетонная плита, в которой было проложено 170 километров труб с хладоносителем. Мощность холодильных установок составляла 6,5 миллиона ккал/ч и позволяла держать лед восемь месяцев в году, а конькобежных дорожек - и вовсе круглый год. Для освещения ледовой арены на восьми мачтах установили 1600 прожекторов. Количество посадочных мест на трибунах составляло 12,5 тысячи. (Сегодня после второй реконструкции катка их стало меньше – 8 тысяч.) 

А началось все с того, что 6 января 1970 года Президиум Совета Министров СССР принял Постановление о строительстве в Малом Алматинском ущелье высокогорного открытого ледового стадиона с искусственными конькобежными дорожками и игровым полем. Стоимость проекта оценивалась в 8,4 миллиона рублей.

Но в то время из республиканского бюджета на такую стройку века выделяли только 3 миллиона. Напомним, что тогда Казахская ССР входила в состав единого Советского Союза, и Динмухамед Кунаев, первый руководитель республики, принял решение утвердить строительство высокогорного катка как проекта всесоюзного уровня. Для этого ему пришлось проводить многие месяцы в Москве - столице всего СССР. Кунаев лично звонил Первому секретарю ЦК КПСС Советского Союза Леониду Брежневу, убеждая его в том, что строительство катка «Медеу» - это масштабное событие для всей державы. Таким образом, проект превратился в ударную комсомольскую стройку, в которой участвовало более 1300 человек.

Автомобильную дорогу на Медеу в условиях высокогорья выстроил личный состав 146-й отдельной дорожно-строительной бригады дорожных войск Вооруженных сил СССР.

 

Торжественное открытие, визит Брежнева и стресс Родниной

Торжественное открытие катка состоялось 28 декабря 1972 года, а 16 августа 1973-го его посетил генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии СССР, руководитель всего Советского Союза Леонид Ильич Брежнев. Можно представить, как серьезно готовилось все руководство Алма-Аты и катка к такой встрече.

Так совпало, что на момент приезда Брежнева в столице Казахстана тренировались известные чемпионы СССР по фигурному катанию Ирина Роднина и Александр Зайцев.Из воспоминаний свидетеля тех событий, одного из строителей катка Бориса Яглинского: «За три дня до приезда московского гостя у кого-то из руководителей республики возникла мысль - после посещения плотины пригласить Леонида Ильича на стадион и организовать в его честь ледовое шоу с участием Ирины Родниной и Александра Зайцева… Мысль прекрасная, но ее авторы не знали, что «Медеу» в это время находился в состоянии летней консервации: холодильные машины остановлены, персонал отпущен в отпуск. Но отступать некуда, колесо закрутилось. В авральном порядке из эксплуатационников, строителей и других специалистов создали команду, которой удалось сделать невозможное: за трое суток каток вывели из консервации, наморозили лед, и шоу состоялось. Сначала высоких гостей приветствовали дети. Затем на лед вышли Роднина и Зайцев. Леонид Ильич не дал им возможности исполнить весь прокат. Он выскочил на лед и с возгласом: «Так вот ты какая! Давно мечтал с тобой познакомиться! Наконец-то мне повезло!» схватил Ирину в охапку и надолго задержал в своих объятьях. Не обошел вниманием и Зайцева…»

Ирина Роднина в своих воспоминаниях описывает такие ощущения: «Нам сказали: в девять часов утра боевая готовность. С девяти мы сидели в коньках. Часа через два я сказала: «Хочу: первое - есть, второе - в туалет». Ни встать, ни выйти - ничего нельзя. Хорошо, в туалет выпустили, а кормить не предусматривалось. В раздевалке ничего, кроме «Боржоми» и засохших кексов. Я все время твердила: «Зачем назначать на девять часов? Четыре часа разницы с Москвой, генсек - человек пожилой, явно он раньше 12 не приедет, тем более в горы».

Брежнев появился около четырех. А «Медео» - каток между двух гор, точнее сопок. Там солнце появляется и начинает палить часов с 12 и до четырех. Холодильные установки не могут лед под этим солнцем удержать, он становится мягким. А после четырех солнце за другую горку заваливается, тогда резко холодает. И вот в самой что ни на есть луже нам выпало кататься… Дальше ему начали рассказывать, какой чистоты этот лед, какое «Медеу» уникальное сооружение, какой здесь лед быстрый и твердый как гранит. Бедный Леонид Ильич стоит и слышит, с одной стороны, хвалебную песнь про этот буквально стальной лед. А с другой - где он стоял, небольшая ложбиночка, и оттуда слышно только журчание, как в хорошем арыке. Туда этот «гранитный» лед утекает. Брежнев вдруг сам спрашивает: «Как лед?». Все местные хором: «Ой, лед сумасшедший, в мире такого быстрого льда нет!». Он к Жуку: «Ну как лед?». Жук: «Во! Классный лед!». Иллюстрация к «Голому королю». Мне Леонида Ильича даже жаль стало. Наконец он к нам обращается: «Как лед?». Мы с Зайцевым: «О, лед замечательный, Леонид Ильич!». В принципе, лед на «Медео» был действительно замечательный, но не в этот час и не в этот день. Наконец, на вираже беговой дорожки мы с Зайцевым буквально сбацали «Калинку». При том, что по льду растеклась вода и его поверхность стала напоминать такую терку, на которых раньше белье терли…»  

 

Из истории создания «Медеу»

Авторская группа создателей катка - архитекторов и инженеров 5 ноября 1975 года была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.В 1982 году постановлением Совета министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 «Медеу» вошел как памятник архитектуры в государственный список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения.

С 2008 года высокогорный спортивный комплекс «Медеу» входит как памятник градостроительства и архитектуры в Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения Республики Казахстан.Каток «Медеу» занимает территорию в урочище Медеу на северном склоне хребта Заилийский Алатау в живописной долине реки Малая Алматинка. По склонам гор вокруг катка раскинулись хвойная растительность,  широколиственные породы деревьев и кустарников.

Но стоит вспомнить, что в 2011 году «Медеу» коснулась природная аномалия. Налетевший на Алматы ураган добрался и до урочища, и в считаные секунды пронесся вдоль русла реки Малая Алматинка. Ураган был такой силы, что за час повалил более 50 тысяч вековых елей и сосен. Лиственные деревья были снесены с корнем. Оголенное ущелье долгое время приводили в порядок, но понадобятся еще десятки лет, чтобы восстановить утраченную флору одного из самых красивых мест Казахстана.  

Считают, что одной из причин внезапного урагана такой мощной силы стала хаотичная и стремительная застройка Алматы высотками. Неправильное планирование развития мегаполиса повлияло на изменение розы ветров, спровоцировавших столкновение воздушных потоков.  Сам каток во время урагана не пострадал.

С сентября 2001-го по декабрь 2002 года провели капитальную реконструкцию ледового поля катка, когда демонтировали прежние 170 километров бесшовного металлического трубопровода и вместо этого уложили 140 километров пластиковых трубопроводов. Тогда в ходе укладки новых труб госстройнадзор выявил брак, после чего вместо прежней системы охлаждения установили новую на основе фреона. Для ее размещения соорудили некапитальное строение выше катка, немного исказив первоначальный ландшафтный вид и обзор на плотину и горы.

С 2008-го по декабрь 2009 года в преддверии зимней Азиады-2011 «Медеу» подвергся второй по счету капитальной реконструкции. Тогда на стадионе заменили большую часть инженерно-технических систем, здесь появилась новая холодильная станция для охлаждения льда. Претерпела изменения система визуализации, освещения и озвучивания, позволяющая отражать результаты спортивных игр, транслировать телепрограммы, тематические и рекламные ролики. И тогда же построили фитнес-центр на 3400 квадратных метрах, реконструировали медико-восстановительный и пресс-центры, а площадь в гостиничном комплексе увеличилась на 400 мест. Однако количество посадочных мест на зрительных трибунах с 12,5 тысячи человек сократили до 8100.  

 

Кому принадлежит каток?

В советское время высокогорный каток находился в государственной республиканской собственности. После распада СССР перешел к республиканской собственности под управлением Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту. Затем его много раз передавали под управление разным ведомствам, и только в 2009 году он вошел в коммунальную собственность города Алма-Аты, а позднее, 24 июня 2013-го, преобразован в Коммунальное государственное казенное предприятие (КГКП) ВСК «Медеу» Управления физической культуры и спорта г. Алматы. Далее, в сентябре 2013 года, каток передали из-под государственного контроля в доверительное управление частной структуре ТОО «Chimbulak Development». После этого вся прибыль от катка стала поступать не в бюджет города, а исключительно частной компании, но 9 июля 2014 года вышло постановление акимата Алматы за № 3/554 «О ликвидации коммунального государственного казенного предприятия ВСК «Медеу», после чего начали ликвидационный процесс, который завершился в конце 2015-го. Затем были и другие юридические метаморфозы, и только в 2019 году акимат города Алматы передал каток «Медеу» государственной управляющей компании ТОО «Дирекция спортивных сооружений г. Алматы». В структуру этой компании также вошли комплекс лыжных трамплинов «Сункар» и «Центральный стадион».

Сегодня на ледовой арене катка одновременно могут кататься от 2 до 3 тысяч человек. Здесь проходят различные массовые гуляния, праздники, концерты и спортивные соревнования. Каток по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей Алматы и всего Казахстана, местом притяжения самих горожан и гостей культурной столицы страны. 

Ольга Зорина. Фото Талгата Галимова

Поделиться
Следуйте за нами