Под конец уходящего года сенаторы озаботились проблемами железнодорожного транспорта Казахстана, хотя, на первый взгляд, в этой отрасли дела обстоят не так плохо, как в некоторых других секторах экономики. Однако на самом деле здесь есть целый ряд проблем, которые требуют своего решения не один год - и даже не один десяток лет.
- Организация, ранее функционировавшая как «государство
в государстве» - со своими образовательными учреждениями, детскими садами, реабилитационными центрами и другими необходимыми структурами, сегодня превратилась в компанию, у которой нет ничего, кроме подвижного состава и магистрали. При этом АО «Казахстан темир жолы» остается услугодателем, не соответствующим международным стандартам, поскольку отсутствуют соответствующие скорость и комфорт, - указывает сенатор Бауыржан Каниев в своем депутатском запросе на имя Премьер-Министра РК Алихана Смаилова, обращая внимание на состояние отрасли.
Одной из самых актуальных проблем является необходимость обновления парка вагонов. Так, согласно информации МИИР РК, сегодня парк подвижного состава АО «Пассажирские перевозки» составляет 2228 единиц, из них 776 вагонов (это 35 процентов от общего количества пассажирских вагонов) старше 28 лет. Средний износ пассажирских вагонов без учета вагонов «Тальго» составляет 62,6 процента, грузовых – 57,3 процента, локомотивов – 67,2 процента. По состоянию на 1 ноября 2022 года компания испытывала потребность в 936 локомотивах, 300 пассажирских и 1500 грузовых вагонах. Кроме того, приватизированные поезда не выдерживают никакой критики по безопасности и качеству.
- Например, поезд, курсирующий по маршруту Актобе - Бейнеу, несмотря на низкий уровень технического состояния и антисанитарию, до сих пор продолжает заниматься пассажирскими перевозками. Также в поезде по маршруту Алматы - Уральск в одном вагоне совмещены ресторан и спальные купе, что приводит к постоянному нарушению общественного порядка. Все это требует специальной проверки, - говорит сенатор.
Другой проблемой является дефицит проездных билетов и увеличение их стоимости. Хотя еще в 2019 году глава государства давал поручение Правительству прекратить практику создания искусственного дефицита билетов на поезда в летний период, что не только создает неудобства для казахстанцев, но и препятствует развитию внутреннего туризма в стране. Однако спустя три года, утверждает Каниев, этот вопрос до сих пор остается нерешенным.
В-третьих, это высокая стоимость внутренних грузовых перевозок, которая способствует увеличению себестоимости товаров.
- Опять же, согласно официальной информации МИИР РК, в собственности АО «Казахстан темир жолы» находится всего 170 погрузо-разгрузочных тупиков. Количество же тупиков, находящихся в частной собственности, превышает 3600 (!). Таким образом, отсутствие контроля в этой сфере – за тарифами приватизированных тупиков и спекулятивных действий в их отношении - приводит к значительному удорожанию цен на услуги, - возмущается сенатор.
Наконец, еще одной проблемой он называет «железнодорожные вокзалы, на строительство которых выделялись огромные финансовые средства, но некоторые из них до сих пор не ввели в эксплуатацию». Например, по его словам, с 2012 года в Казахстане было начато строительство 100 вокзалов. Однако только в Шалкарском районе Актюбинской области построено три вокзала, да и то лишь один из них введен в эксплуатацию.
- Но МИИР РК почему-то настаивает на том, что в стране 300 вокзалов и все они работают. Я считаю, что уполномоченным органам необходимо провести соответствующую проверку, в том числе на предмет нецелевого расходования бюджетных средств. Что уж говорить о нехватке багажных отделений –
одно грузовое отделение приходится на тысячу километров, а это очень низкий показатель, - считает Каниев.
И в заключение еще один вопрос, на который, по словам сенатора, необходимо обратить пристальное внимание. Это платный звонок по мобильному телефону в службу поддержки АО «Казахстан темир жолы». Качество этой платной услуги не выдерживает никакой критики, поскольку, чтобы дозвониться до оператора call-центра, требуется длительное время ожидания и железные нервы. Это указывает на абсолютное отсутствие клиентоориентированности компании. А значит, АО «КТЖ» давно нуждается в кардинальных реформах.
- Считаю целесообразным начать решение этих вопросов прежде всего с назначения на руководящие должности профессионалов этой сферы. А также в корне изменить политику подготовки и повышения квалификации кадров.
Плюс, принимая во внимание негативные обстоятельства, которые произошли в стране из-за приватизации государственных активов, я уверен, что необходимо вернуть в собственность АО «КТЖ» приватизированные тупики, парк локомотивов и багажные отделения, - заключил сенатор.
Ольга Шишанова