Новогодняя ночь прошедшего праздника оказалась по-настоящему сказочной, ведь на большей части страны ближе к полуночи начался снегопад. Такого не было давно. Однако те осадки, которые еще накануне создавали невероятную атмосферу, в последующие дни переросли в жуткую непогоду, угрожающую жизням людей. Как быть, если буран застал на полпути до точки назначения и когда лучше в принципе отказаться от поездки?
Буйство природы
Первый день рабочей недели 2023 года начался с ряда тревожных новостей: авиакомпании отменяют рейсы, поезда идут с опозданием, по всей стране введено штормовое предупреждение и перекрыто более 140 участков дорог. Некоторые автолюбители попали в буран и оказались в снежных капканах. Страну накрыл атлантический циклон, который принес порывистый ветер, гололед, снегопады и метели.
Отмена или задержка авиарейсов, конечно, может создать пассажирам ряд неудобств (нужно дожидаться открытия в аэропорту или возвращаться домой), но они не несут в себе большой угрозы, как в случае с попаданием автомобилистов в пургу, когда двигаться дальше невозможно, а дорога на глазах покрывается непроходимым слоем снега.
Утром 3 января в Карагандинской области из-за метели на трассах застряло более 230 машин. Как пояснили в пресс-службе ДП региона, тогда из-за закрытых дорог по четырем направлениям наряды полка и батальона патрульной полиции перевели на усиленный вариант несения службы. При этом далеко не все автолюбители отнеслись с пониманием и всячески пытались прорваться или объехать установленные кордоны.
«Водители и их пассажиры возмущены из-за невозможности проехать до пункта назначения. Наряды батальона организовали сопровождение колонны автомашин до ближайшего населенного пункта. В целях недопущения чрезвычайных ситуаций и безопасности водителей и пассажиров департамент полиции Карагандинской области рекомендует автомобилистам воздержаться от дальних поездок и не выезжать за пределы населенного пункта», – пояснили в сообщении ведомства.
В этот же день в Жамбылской области спасли 110 водителей и пассажиров автомобилей, застрявших на трассе республиканского значения Алматы – Термез – Ташкент.
«Силами ДЧС проводится патрулирование для оказания помощи водителям и пассажирам. Из застрявших легковых автомобилей спасли 110 человек, в том числе 37 детей. Их доставили в пункт обогрева – школу номер 29 имени Жумабаева», – говорится в сообщении спасателей.
Помимо этого стало известно, что в Алматинской области на высокогорном плато Ассы застряло несколько десятков автомобилей. Для справки: протяженность плато с востока на запад составляет около 40 километров, ширина - около семи. С севера плато ограничивают хребет Карач и горы Бокайдынтау, с южной стороны - хребет Сарытау. На западе плато переходит в Тургеньское ущелье, на востоке - в долину Бартогайского водохранилища. Таким образом, потенциальная зона поиска составила 28 тысяч гектаров. Здесь важно отметить, что обнаружили их в некоторой степени благодаря удачному стечению обстоятельств.
Нашли, но не спасли
Еще утром 3 января на пульт дежурной части ДЧС Алматинской области поступило сообщение о том, что в Енбекшиказахском районе в 80 километрах от села Шелик на Бартогайском водохранилище в горной местности потерялась семья из семи человек (четверо мужчин, две женщины и ребенок). Они 2 января на двух легковых автомашинах выехали из города Алматы в сторону плато Ассы и не вернулись домой. Тогда сформировали поисковую группу из сотрудников департамента по ЧС, Республиканского оперативно-спасательного отряда (РОСО), местных исполнительных органов и районного отдела полиции. Людей начали искать с применением квадрокоптера.
Уже к вечеру стало известно, что поиски семьи в Алматинской области завершились успешно.
«3 января в 20.30 силами группы Республиканского оперативно-спасательного отряда и оперативно-спасательного отряда Конаева со стороны Бартогайского водохранилища, не доезжая до обсерватории Астрофизического института имени Фесенкова, было обнаружено около 40 автомашин (по уточненным данным, 37. – Ред.). Количество человек устанавливают. Предварительно пострадавших нет. Пропавшая семья из семи человек находилась там же», – сообщили в ДЧС.
Это и есть то самое удачное совпадение, ведь компания джиперов (ориентировочно 60 человек; возможно, из разных компаний) выдвинулась в свое «новогоднее турне» на сутки позже, чем те, кого искали спасатели. И по факту спасательная операция могла начаться на сутки позже, что могло привести к трагичным последствиям. Ведь еще свежа в памяти аналогичная ситуация, произошедшая в 2012 году, когда четверо автотуристов – два парня и две девушки – на двух машинах застряли на том же плато.
Напомним. Все происходило в феврале. Возвращаясь с «Горячих источников», они решили срезать путь и проехать через Ассы, но в итоге застряли. Пока вытаскивали друг друга, сожгли большой объем топлива. Машины встали. Сотовой связи на плато нет. Оставив девушек в машине, парни пошли пешком до места, где появится связь и будет возможность вызвать спасателей. В какой-то момент они разделились и пошли разными дорогами. Один из них потерялся и замерз насмерть, второй добрался до цивилизации, вызвал спасателей и помог отыскать брошенные машины с девушками.
Сейчас ситуация иная. Прибывшие на помощь спасатели привезли с собой топливо, которое залили в те автомобили, которые к тому моменту все «выжгли». То есть жизням людей уже ничего не угрожало, у них появилась возможность греться в своих машинах и пытаться двигаться в сторону спуска с плато Ассы.
Однако обнаружение и оказание первой помощи - это еще не завершение спасательной операции.
Одновременно вторая группа РОСО выдвинулась навстречу по дороге Тургень – Батан – обсерватория. В ночь с 3 на 4 декабря снегопад в горах усилился в разы, что значительно замедлило темпы продвижения. По имеющимся данным, в некоторых участках высота снежного покрова достигала от одного до полутора метров, что затрудняло ход даже подготовленной спецтехнике. Впоследствии приняли решение выслать на помощь третью группу РОСО.
В эту же ночь снегопад спровоцировал сход лавины, сошедшей с гор по ущелью реки Тургень. Ее длина составила 40 метров, ширина – шесть, высота – 1,8. Уже днем 4 января на место для расчистки автодороги из филиала «Казселезащиты» отправили две единицы техники и пятерых человек.
Да, эвакуировать людей сразу не удалось, и, возможно, это к лучшему, поскольку спасенная колона могла угодить под ту самую лавину.
По состоянию на 4 января в 18.25 вниз спустили первую партию детей. Также подтверждена информация, что наверху топлива и еды у всех хватает. Единственная сложность – очень высокий уровень снега.
Чуть позже спустились еще три машины, в которых находились 12 человек - женщины и дети.
В 22.04 спасатели на КамАЗе РОСО спустили 20 женщин и еще пятерых детей. Также на борту находились четверо мужчин. Это те, кто, несмотря на тяжелые погодные условия, отправился на подмогу пешком. Больше женщин и детей наверху не осталось.
На момент сдачи материала, по состоянию на 09.00 5 января, из снежного заноса вызволено 22 единицы автотехники, эвакуирован 81 человек, из них 57 мужчин, 16 женщин и восемь детей. Осталось эвакуировать 12 водителей и 16 единиц автотехники, из них четыре - сломанные. Женщин и детей в числе находящихся в снежном заносе нет. Такие данные сообщили в МЧС РК.
Также добавили, что эвакуация усложняется тремя лавинами, сошедшими 5 января в 09.40 на дорогу между 23-м и 25-м километрами близ Батана.
Зона ответственности
Эта спасательная операция вызвала большой резонанс в Казнете, разделив мнения людей на два лагеря. С одной стороны, были те, кто сочувствовал попавшим в беду. Подключились добровольцы, которые на протяжении этих суток дежурили в полевом лагере, разбитом у въезда в нацпарк, подвозили еду и топливо. С другой - был шквал критики за то, что люди отправились в опасную поездку при неблагоприятных погодных условиях.
И в этом есть правда, ведь одним из главных правил при зимних путешествиях является детальное изучение прогноза погоды в точке назначения, на пути следствия и на ближайшие сутки вперед. Ведь нередко прогнозы погоды смещаются. Была ли такая возможность у тех, кто застрял на плато Ассы, как и у нескольких сотен спасенных с автотрасс? Да, была. Еще 2 января РГП «Казгидромет» опубликовал прогноз, в котором говорилось, что почти на всей территории Казахстана ожидаются штормовой ветер и осадки. Что это - невнимательность или избыточная самоуверенность? Ответ на этот вопрос, возможно, будет еще нескоро. Мы же приведем несколько тезисов, которые позволят избежать таких ситуаций либо увеличить шансы на выживание, если ЧП все же произошло.
Прежде всего нужно объективно смотреть на прогноз погоды. Помимо этого нужно пользоваться картой закрытых для проезда дорог. С ней можно ознакомиться на сайте национального дорожного оператора https://ru.qaj.kz/s/. Даже если прогноз хороший, есть риски, что метеоусловия могут резко измениться в худшую сторону, и поездку лучше отменить. Если же поездка состоится и при таких условиях, то лучше быть готовым к худшему развитию событий.
В первую очередь следует запастись топливом, ведь попав, скажем, в снежный буран, именно время будет играть определяющую роль: чем дольше у вас будет возможность заводить и прогревать машину, тем больше шансов на выживание. Ведь даже если и удастся каким-то образом подать сигнал SOS, то спасателям нужно время, чтобы до вас добраться. А как мы видим из вышеприведенного примера, на это могут уйти сутки и не одни.
Важна провизия. Естественно, запасаться следует той едой, которая не требует приготовления. Пара банок тушенки и плитка шоколада не займут много места, однако они могут спасти от истощения.
Из снаряжения в машине обязательно должны быть хотя бы маленькая лопатка, фонарь (подойдет даже налобный), портативная газовая горелка, буксировочный трос и небольшой кусок брезента.
Если буран застал в дороге, не следует дожидаться, когда стихия обездвижит автомобиль. Лучше остановиться и приготовиться к длительной стоянке. Для этого в первую очередь нужно правильно выставить автомобиль - по ветру, чтобы выхлопные газы уносило в сторону, а не задувало под автомобиль.
Следующим шагом будет создание условий для того, чтобы машина продолжала работать как можно дольше. Если ничего не предпринимать, то при буране через определенное время снегом занесет все подкапотное пространство. Это может привести к выходу из строя отдельных элементов и остановке двигателя. Чтобы этого избежать, как минимум следует закрыть решетку радиатора тряпкой или автомобильным ковриком. Еще лучше - накрыть тентом (о нем мы говорили выше) всю переднюю часть, закрепив его таким образом, чтобы с водительской стороны образовался воздушный карман.
Не надо держать двигатель заведенным все время. Достаточно поддерживать минимальную комфортную температуру в салоне. Для этого мотор стоит заводить каждый час минут на 15. В среднем двигатель на холостом ходу потребляет примерно полтора-два литра в час. То есть 20 литров топлива из запасной канистры должно хватить примерно на 10–12 часов работы.
Дальше остается только ждать и периодически выходить из машины, сбивая сугроб с тента, а также расчищать зону вокруг выхлопной трубы, поскольку, если она окажется заблокированной и выхлопные хазы будут попадать в салон, можно угореть очень быстро.
В завершение нелишним будет напомнить, что теперь за выезд на закрытую трассу грозят серьезный штраф и даже арест. Напомним, что прежде вся ответственность, во всяком случае моральная, ложилась на плечи полицейских. Сейчас же за свои проступки, а точнее нарушение установленных правил каждый будет отвечать индивидуально. Еще в октябре 2022 года издано Постановление Правительства «Об утверждении Правил прекращения или временного ограничения движения транспортных средств на дорогах», обязывающее наказывать водителей, игнорирующих предупреждение о закрытии дорог и отправляющихся в путь в непогоду.
Конечно, если водитель проигнорирует запрет и «проскочит» через кордон, после чего попадет в снежный плен, его все-равно спасут. Но наказания не избежать. За неповиновение сотрудникам полиции, перекрывающим выезд на трассы, грозит штраф в размере 30 МРП (103 500 тенге) либо арест на срок до 15 суток. В случае повторного нарушения в течение года - арест от 15 до 20 суток. При этом сумма штрафа увеличивается до 50 МРП, или 172 500 тенге.
Берегите себя и отказывайтесь от инициатив, которые сопряжены с риском для здоровья и жизни.
Алексей Мальченко