С 1 апреля 2023 года в Казахстане вступает в силу запрет на оборот немаркированной обуви. Поэтому если на паре кроссовок будет отсутствовать код, это точно контрафакт. Новые правила внедряются с целью вывести из тени бизнес и обеспечить надлежащий уровень защиты потребителей.
Казахстан – не первая страна, принявшая решение по маркировке и прослеживаемости товаров. Подобные проекты активно развиваются в мире предыдущие 15 лет. Ведь цифровая маркировка товара позволяет создать систему полной прослеживаемости, отследить уплату налогов и в итоге обелить рынок. Чтобы убедиться в легальности товара, потребителю или представителю власти нужно только считать код маркировки, а если он не пробивается или отсутствует — товар нелегальный.
Потому-то такие страны как США, Китай, участники Евросоюза, Бразилия и Турция давно реализуют инициативы маркировки и прослеживания товаров.
Внедрение же маркировки товаров в Казахстане началось несколько лет назад в рамках Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, а также Закона РК «О регулировании торговой деятельности», которые начали действовать весной 2019 года. В рамках этого положения с 1 ноября 2021-го после проведения пилотного проекта обязательной маркировке стала подлежать и обувь.
Вот только среди участников рынка есть и те, кто противится нововведениям, мотивируя это многочисленными, но практически ничем не обоснованными доводами. Дело в том, что некоторые импортеры не заинтересованы в качестве товара, предпочитая ему лишь высокую маржинальность. Получается, что интересы потребителей им безразличны.
По словам самих импортеров, розничные продавцы якобы «сами должны будут маркировать товар, причем процесс этот «весьма дорогостоящий». Кроме того, утверждают они, маркировка обуви все равно не будет препятствовать ввозу контрабандного товара, и, значит, все новшества, связанные с цифровой маркировкой, – не более чем лишние затраты для бизнеса.
Однако этим голословным заявлениям явно противоречит внедрение уникального кода Data Matrix, который содержит все данные, позволяющие проверить и убедиться в подлинности продукта, узнать его важные характеристики и соответствие качества корпоративным, национальным или международным стандартам. Причем наклейка уникальна – двух единиц товара с одинаковым кодом в мире быть не может, а затраты на сам код на каждую пару обуви не достигают даже трех тенге. Зато через систему прослеживаемости потребитель видит весь путь товара от производства до его продажи и, сканируя код, получает всю необходимую информацию о товаре, проверив его легальность в приложении Naqty Onim.
К слову, напомним, что с 1 апреля 2023 года вступает запрет на оборот немаркированной обуви. Поэтому, если на товаре будет отсутствовать код, это точно контрафакт.
При этом вступающий 1 апреля 2023 года в силу запрет на оборот немаркированной обуви, конечно же, абсолютно невыгоден тем поставщикам импортной обуви, кто никак не может смириться с легализацией своего бизнеса в Казахстане и потому требующим ее отмены. Поскольку она, будучи инструментом автоматизации торговли, неминуемо ведет к прозрачности в бизнесе благодаря оцифровке процессов перемещения обувных изделий от производителя и импортера товара до магазина.
Это подтверждает и исполнительный директор СРО Союза ЮЛ и ИП «Национальное объединение предприятий легкой промышленности Qaz Textile Industry» Анара Каиржанова.
- Казахстанский бизнес, а именно сами производители, не согласны с предлагаемой отменой цифровой маркировки. Так как справедливо считают, что введенная цифровая маркировка имеет очень много положительных эффектов. Во-первых, для государства это сокращение потери налоговых поступлений, которые сейчас не уплачиваются недобросовестным бизнесом. Во-вторых, защита прав потребителей, которые должны приобретать качественный товар и знать, за что он платит деньги. Однако реализаторы импортной обуви зачастую за подлинный товар выдают подделку, имея при этом хороший доход при всяком отсутствии надлежащего качества. Тогда как применение цифровой маркировки сразу все расставляет по своим местам, лишая недобросовестных поставщиков возможности обманывать как государство, так и потенциального покупателя, - утверждает она.
А еще, в отличие от «серых» импортеров, отечественные товаропроизводители выплачивают все налоги, заработную плату, коммунальные услуги и другие положенные платежи. Все это отражается на ценовой политике и, естественно, на неравной конкуренции с поставщиками импортной обуви, которые, согласно данным Минфина, занижают стоимость товаров при ввозе в Казахстан более чем в 100 (!) раз.
- Так, одно ИП в 2021 году импортировало более 107 тысяч пар обуви на 4,5 миллиона тенге. Путем несложных расчетов можно было понять, что одну пару обуви ввозили всего по 42 тенге. Тогда как, согласно данным Qaz Textile Industry, средняя цена обуви, ввезенной из стран ЕАЭС, составляла в 2021 году 4,4 тысячи тенге. Получалось, что указанный импортер стоимость товара занизил в 104 (!) раза, - возмущается Анара Каиржанова. - Что приводит к естественным выводам – маркировку обуви для ее импортеров необходимо оставить в обязательном порядке.
Ольга Шишанова