Расстрельные списки

В рубрике Новость дня - 2023-02-02

Несмотря на действующий мораторий, в Казахстане собираются отстрелить 1,8 тысячи голов сайги. А еще, опираясь на якобы биологическое обоснование, - открыть охоту на краснокнижных животных, попутно уничтожая от 30 до 50 (!) процентов представителей фауны.

 WELAR

Новость о том, что в республике собираются разрешить отстрел сайгаков, облетела интернет в конце прошлой недели. Причем «соответствующие нормы, будут действовать в четырех областях страны». То есть несмотря на то, что это положение в виде документа вроде как размещено на портале «Открытые НПА» и его публичное обсуждение должно продлиться до 7 февраля, в Минэкологии, кажется, уже все давно решили.

А именно - лимит на изъятие видов животных, являющихся объектами охоты на период с 15 февраля 2023 года по 15 февраля 2024 года включительно, приплюсовав туда сайгу в количестве 1815 голов, которых планируют «изъять в научных целях». В том числе в Акмолинской области - 705 сайгаков, в Карагандинской - 700, в Костанайской - 210 и в Западно-Казахстанской - 200 голов сайги.

Однако напомним, что еще полгода назад Комитет лесного хозяйства и животного мира Минэкологии подготовил проект приказа об изъятии сайги, одним из пунктов которого значилась графа «Отстрел для сбора дериватов сайгаков».

А что такое дериваты? Это рога сайги, на которые браконьеры ведут охоту столько, сколько существует это животное. И которые затем за баснословные деньги перепродают на черные рынки КНР. Одно время, кстати, килограмм сайгачьих рогов стоил почти четыре тысячи долларов.

Таким образом, ни смена предыдущего министра, которого сняли из-за вопроса по отстрелу сайги, ни уточнение ответственности ведомства за сохранение биоразнообразия Казахстана, уничтожаемого ежедневно, не оказались сильнее жажды наживы. Не говоря уже о том, что в планах уничтожения как эндемиков республики, так и остальных представителей ее фауны под видом «биологического обоснования» очевидно просматривается коррупционная составляющая.

Известие настолько шокировало казахстанцев, что представители Минэкологии, кажется, только поэтому были вынуждены попытаться пояснить на брифинге, который они устроили для журналистов, «зачем же им это понадобилось». При этом одной из причин, как и следовало ожидать, оказалось, несмотря на многочисленные рекомендации, недовольство фермеров ЗКО, у которых «сайга вытаптывает посевы».

Между тем, согласно официальным данным, в республике

в 2003 году после массового и неконтролируемого отстрела сайги оставалось всего чуть более 20 тысяч особей, количество которых после принятых мер по ее охране выросло к 2015 году, но не достигло даже миллиона, и вдруг в 2022 году их количество странным образом составило 1,3 миллиона голов.

Вот только почему-то нынешние псевдоученые непонятно в угоду кому решили заявить, что «даже в советский период в стране насчитывалось 1,2 миллиона сайги». Хотя на самом деле ее численность варьировалась тогда от 1,2 до пяти миллионов особей.

Это же подтвердили и депутаты фракции «Народная партия Казахстана»:

- Мы считаем, что сегодня популяция сайги не восстановилась в полной мере, так как когда-то она доходила до пяти миллионов особей, и поэтому та численность, которую называют, является, по нашему мнению, раздутой. Более того, численность сайги нужно сохранить. Мы считаем, что любая интерпретация о варварском регулировании через отстрел сайги является противоестественной. Популяция может саморегулироваться, если достигает большого количества на той территории, где находится. Поэтому в этом отношении нужно научное обоснование, а без него приниматься решение не должно!

Однако, как оказалось, с научным обоснованием у казахстанских ученых туго. Потому что, помимо сайги, в расстрельный список попали и другие представители казахстанской фауны, причем не только те, на которых разрешена охота, но даже краснокнижники, в частности, рысь (!). Да и те животные, которые ежегодно оказываются в списке разрешенных, почему-то в нынешнем году подлежат изъятию в гораздо больших объемах, чем это может быть действительно научно обосновано. Так, популяция пушных «разрешена к изъятию в количестве, превышающей ее треть (!)», а тех же зайцев разрешено отстрелять почти половину всех существующих на территории республики. Тогда как мировая практика говорит о том, что изымать животных из природы даже в целях охоты на них можно не более чем 10 процентов от существующей, причем любой, популяции.

И еще один странный момент, о котором черным по белому написано в документе изъятия животных в Казахстане в предстоящем году - это то, что их всего лишь НЕ рекомендуется изымать на особо охраняемых природных территориях. То есть беспредел - а иначе как жестоким браконьерством подобное назвать нельзя - получается, практически узаконен.

Ольга Шишанова

Поделиться
Следуйте за нами