Новость о том, что всем детям Казахстана ежегодно будут начислять примерно по 150 долларов, разлетелась по стране очень быстро. Правда, до значительной части людей информация дошла по сарафанному радио, что исказило некоторые факты. Разбираемся, что это за деньги, кому они положены, а кто может их лишиться
Копилка
Напомним, 1 сентября 2022 года в своем Послании народу Казахстана глава государства заявил, что каждая семья должна получить реальную отдачу от использования национальных богатств страны. «Поэтому считаю исключительно важным в рамках объявленного мною Года детей дать старт принципиально новой программе «Нацфонд - детям», - обозначил Президент Касым-Жомарт Токаев.
В частности, речь об отчислении 50 процентов ежегодного инвестиционного дохода Национального фонда, которые будут распределять между детьми всех возрастов вплоть до 18 лет. Уже тогда мнения экспертов о возможных путях реализации проекта разделились, указывая на различные аспекты этой инициативы, которые могут привести к разного рода рискам. Чуть позже стали известны примерная сумма, начисления - 150 долларов США и дата запуска проекта - 1 января 2024 года.
И пока чиновники прорабатывали различные варианты, слухи доползли до самых отдаленных уголков страны, значительно исказив реальность. В частности, некоторые родители начали пересчитывать детей по головам, суммируя «бонусы», которые хотели бы получить уже на этот Новый год. Скажем сразу, обналичить чек не получится ни в этом, ни в следующем году, ни даже через 10 лет.
Да, действительно, с 2024 года всем детям должны начать начислять определенные суммы. Но, «начисление» и «выплата» - это не одно и то же. То есть то, что деньги будут начислять, вовсе не означает, что их адресат (ребенок) или даже непосредственный опекун (родитель) сможет их снять тогда, когда ему захочется. Программа «Нацфонд - детям» будет работать иначе.
Для начала следует понять, откуда вообще будут брать эти деньги и о какой именно сумме идет речь. Как упоминали выше, источником поступлений будет Нацфонд, который, в свою очередь, пополняется за счет сверхдоходов от нефти. Того самого национального богатства, о котором и говорили.
Он был создан еще в 2000 году по примеру норвежского государственного нефтяного фонда (ГНФ). Как ГНФ, так и казахстанский Нацфонд инвестируют средства по всему миру, выполняя таким образом сберегательную и стабилизационные функции.
Помимо этого, фонд будет играть роль своеобразной палочки-выручалочки. В процессе исполнения республиканского и местных бюджетов возможно превышение поступлений от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений. Вот эти средства и зачисляют в Национальный фонд. В свою очередь, если бюджет испытывает недобор запланированных средств, то необходимые средства, наоборот, берут из Национального фонда. Таким образом, среднегодовая доходность может быть как положительной, так и отрицательной. А это в разрезе контекста запуска нового проекта могло бы привести к «сбою» начисления детских пособий. Однако чиновники нашли выход из ситуации.
Через 18 лет увидим
В начале февраля Министр национальной экономики Алибек Куантыров детально рассказал о программе «Нацфонд - детям». В частности, пояснил, что сумма зачислений будет определяться исходя из суммы инвестиционного дохода за несколько лет.
«К сожалению, 2022 год был не совсем удачным для всех фондов мира, в том числе для Национального фонда Казахстана. Учитывая этот фактор, мы пришли к такому мнению в ходе очень бурного обсуждения с экспертами, Национальным банком, что инвестиционную доходность мы будем брать среднюю за ряд лет. Пока мы пришли к выводу, что это будет за 18 лет. Почему за ряд лет, потому что она становится более плавной и рост более стабильный.
Если брать среднегодовую доходность, она всегда была положительной. Поэтому мы ожидаем, что будет достойный доход. Мы будем брать его в среднем за несколько лет, будет обеспечиваться как раз-таки положительная доходность - 50 процентов, которые ежегодно будут начислять на счета детей», - рассказал он.
Понятно, что, поскольку проект только начинает свою работу, на первых этапах можно будет рассчитывать на номинальные выплаты. То есть, если ребенок войдет в систему, например, с 17 лет, соответственно ему будет начислено около 100-150 долларов. Если брать восьмилетнего ребенка, то к его совершеннолетию сумма может составить 1500-2000 долларов. Также важно понимать, что простая арифметика неуместна даже с учетом того, что определена примерно точная сумма ежегодных начислений. «Детские» деньги будут все время находиться в обороте, что, по расчетам экспертов, должно повлиять в сторону увеличения конечной суммы накоплений.
«Даже если в первый год маленькие дети получат по 100-150 долларов, то на следующий год у них эта же сумма будет инвертироваться помимо того, что им будет добавляться еще 50 процентов дохода за предыдущий год. Вся эта комбинированная сумма будет инвестироваться дополнительно. За 18 лет, по расчетам нашим, Национального банка, ориентировочно 3,5 тысячи долларов, если ребенок в этой системе будет 18 лет», - пояснил министр.
По его словам, счета для детей будут открываться автоматически, данные будут поступать из Министерства юстиции. То есть ничего дополнительно делать для этого не нужно. Казахстанцы смогут отслеживать начисление выплат детям из Нацфонда через Единый накопительный пенсионный фонд, который будет являться оператором этой программы. Также планируют проработать совместно с Минюстом интеграцию с системой электронного правительства, чтобы родители могли просматривать в приложении eGov mobile. Еще один важный тезис - деньги будут начислять в долларах. Таким образом, чиновники планируют минимизировать воздействие инфляции.
Не капля в море, но…
Ребенок, как и его родители, может видеть, какие деньги ему начислены, но этими деньгами он не сможет воспользоваться до совершеннолетия. При достижении гражданином 18 лет средства будут являться его собственностью. Правда, с оговоркой. Самостоятельно решать, как использовать деньги, можно лишь по двум направлениям - на образование или приобретение жилья. Такое уточнение сделал вице-министр финансов РК Даурен Темирбеков.
«Подтверждение целевого назначения предлагается на основании предоставления в уполномоченные операторы договора на получение образовательных услуг или договора о приобретении жилья. Планируется не ограничивать использование средств на оплату обучения в зарубежном учебном заведении. В свою очередь, использование средств для приобретения жилья будет разрешено только на территории Казахстана. Ограничения по перепродаже жилья, приобретенного на эти средства, не предполагаются», - добавил он.
Кроме того, вице-министр отметил, что, если ребенок до 18 лет уедет из Казахстана и сменит гражданство, то право требования на выплаты утрачивается. Средства перераспределят между всеми детьми. В случае если ребенок покинет страну, не меняя гражданства, право требования на выплаты сохранится. При достижении 18-летия средства на счету будут храниться в течение 5-10 лет. При невостребовании предлагается переводить средства на пенсионный счет.
Также предусматривается возможность передачи фактически накопленных средств по наследству в соответствии с гражданским законодательством, а в случае недееспособности ребенка предоставить право родителям, опекунам на использование средств в порядке, установленном законодательством РК.
Идея перераспределения средств из «копилки» выглядит, конечно, очень красиво, только вот практической пользы от нее может оказаться не так много, как хотелось бы. Озвученные 18 лет будут своего рода точкой отсчета, пройдя которую в 2042 году, каждый казахстанский ребенок сможет получать сумму, которую в теории может хватить на то, чтобы начать учиться в вузе. Подчеркнем, только начать, но не оплатить весь курс обучения. Считайте сами. В перспективе ближайших пяти лет тем детям, которым сейчас 12-13 лет, можно рассчитывать на номинальную сумму 700-800 долларов, или 320-360 тысяч тенге (по текущему курсу) - деньги, которых не хватит даже на полгода обучения в том же КазНУ имени аль-Фараби (КазГУ)), где учебный год стоит от 1,5 до 2,8 миллиона тенге. По части приобретения жилья все выглядит примерно также - 360 тысяч тенге вряд ли помогут решить квартирный вопрос.
Возможно, чиновникам стоит еще поработать над тем поручением, которое дал Президент, и выработать действительно рабочий проект, который позволил хотя бы гарантировать получение высшего образования...
Алексей Мальченко