Почти три четверти женщин в Германии не считают, что в стране достигнуто равноправие между мужчинами и женщинами, пишет Die Welt, ссылаясь на данные опроса, проведенного институтом исследования общественного мнения YouGov. Шестьдесят два процента опрошенных утверждают, что мужчины и женщины в немецком обществе не имеют равных прав и статуса
Триста лет до равенства
Накануне празднования Международного женского дня в ООН начала заседать комиссия по правам женщин. Антониу Гуттереш, Генеральный секретарь ООН, заявил, что до полного равенства мужчин и женщин добираться нам еще столетия три, не меньше. В качестве отрицательного примера он привел Афганистан, где женщины практически полностью отрезаны от участия в общественной жизни.
Но и в благополучной Европе не так уж все безоблачно. Буквально пару недель назад власти Испании приняли законопроект, который должен гарантировать равное количество мужчин и женщин в политике и топ-менеджменте компаний. Надо сказать, что законопроект принят в процессе длительной борьбы за гендерное равенство в стране. Последние годы там происходили массовые демонстрации против насилия над женщинами, а также против гендерных стереотипов и дискриминации на рабочих местах.
Другая европейская страна - Италия - заняла только 72-е место во Всемирном рейтинге равенства полов, причем вперед себя она пропустила даже Казахстан. Этот факт не на шутку возмутил итальянских феминисток, поскольку хуже обстоят дела с правами женщин в Европе только в Албании, Греции, на Мальте и Кипре.
Швеция - одна из немногих стран, максимально приблизившихся к окончательному решению гендерного вопроса. В этом государстве мужской и женский пол равномерно представлены в любой сфере науки, искусства, промышленности. Даже в политике мужчины и женщины чувствуют себя равноправно. В этом смысле примечательно, что именно в Швеции самый высокий уровень женской занятости (79 процентов): сочетать работу с семейными обязанностями шведкам позволяет прогрессивная система социального страхования.
Чем врач хуже аэрокосмонавта?
Да всем, оказывается, если разобраться. Но - по порядку.
Германия, равно как Италия и Испания, тоже не блещет показателями и, если честно, не соответствует распространенному убеждению о том, что в ФРГ царит гендерное благополучие.
Например, разрыв в зарплате между мужчинами и женщинами в Неметчине до сих пор составляет почти 18 процентов. И хотя тема эта не первый год занимает женские умы, воз и ныне там, а различные объяснения такому неравенству специалисты почему-то считают оправданиями, после которых все вопросы должны кануть в Лету сами по себе.
Институт исследований рынка труда и профессиональной деятельности объясняет разницу в оплате труда особенностями каждого конкретного региона Германии. Причина озвучена. Вот и угомонитесь, как говорится.
По этому поводу немки шутят: такого рода объяснение может устроить только мужчин.
В Западной Германии нескорректированный гендерный разрыв в оплате труда составил 20,6 процента в 2021 году. Это в три раза выше, чем в Восточной Европе, где средняя зарплата мужчин выше доходов женщин на 6,3 процента. Наименьший гендерный разрыв в оплате труда в федеральной земле Бранденбург (территория бывшей ГДР). В этом восточном регионе представительницы прекрасного пола зарабатывают в среднем на 4,0 процента меньше мужчин. В земле Баден-Вюртемберг на западе Германии, напротив, самый высокий показатель - 27,4 процента. Гендерный разрыв неоднороден и внутри федеральных земель, на уровне городов и округов.
Ни для кого не секрет, что рынок труда сегрегирован: есть «мужские» и «женские» сферы. Например, образование и медицина считаются женскими отраслями. А нефтедобыча, инженерия и IT - мужскими. Как правило, женские отрасли менее доходны, чем мужские. Женщин дискриминируют из-за декретных отпусков и больничных по уходу за ребенком. Якобы это «растрачивает» квалификацию, молодых мам невозможно отправить в командировку или поручить сверхурочную работу. Работодателям это невыгодно, поэтому женщинам назначают более низкие зарплаты и не предлагают серьезных проектов.
Ну и, разумеется, никуда не пропали социальные стереотипы: мужчина - добытчик и обеспечивает семью, а женщина - хранительница очага, воспитывает детей и следит за домом. Работодатели при равных условиях часто предпочитают сотрудника-мужчину, полагая, что он более надежный.
Тот факт, что в немецком обществе мужчины по-прежнему считают, что задача женщины - кухня и дети, а не успешная карьера и работа в высокооплачиваемых сферах, сами мужчины в большинстве своем отрицают категорически.
Впрочем, бывают и утешительные для женщин моменты: в Дессау-Росслау, к примеру, мужчины чаще, чем в среднем по стране, работают в службах доставок, в сферах почтовых услуг и логистике. Женщины этого региона чаще занимают административные и офисные должности с более высокой заработной платой. Такая специфика структуры занятости по отраслям объясняет то, что женщины в Дессау-Росслау зарабатывают на 1,8 процента больше, чем мужчины. В районе Штендаль и городах Франкфурт-на-Одере и Котбус женщины, работающие полный рабочий день, также в среднем получают чуть более высокую заработную плату - на 0,8, 0,6 и один процент выше соответственно.
Сами виноваты!
Новое немецкое исследование вполне может привести к новым дискуссиям. Оно выводит на поверхность то, что ранее упускалось из виду. Женщины зарабатывают меньше мужчин потому, что… они гораздо реже, чем мужчины, подают заявки на хорошо оплачиваемые должности.
Именно к такому выводу пришли исследователи рынка труда Кристиан Меркль и Бенджамин Лохнер - сотрудники Университета Эрлангена-Нюрнберга. Они с полной ответственностью заявили: десять процентов немецких компаний, которые платят очень высокую зарплату, принимают на работу в основном мужчин не потому, что считают их более умными и способными, а потому, что среди соискателей на должности с высокой зарплатой всего 35 процентов составляют дамы. А вот на вакансии, которые оплачиваются гораздо хуже, женщин хоть отбавляй.
Прискорбно, но факт: чем хуже оплачивается работа, тем больше женщин стремится ее получить. Но дело тут не в неуверенности в себе и в своих силах, а совершенно в другом. Женщины понимают, что высокооплачиваемая работа несет с собой немало минусов, если ты мать и жена. А именно: ночные смены, командировки, внеурочная работа. И только по этой причине немецкие фрау не решаются претендовать на высокооплачиваемую работу. Господа Лохнер и Меркль, впрочем, не обвиняют нерешительных дам. Они, напротив, считают, что это общество должно измениться и подстроиться под женщин. Фирмы и работодатели в общем должны быть более дружелюбно настроены к семье и детально изучить условия труда, проверить, есть ли острая необходимость каждодневного пребывания в офисе, так ли уж нужны сверхурочные и частые командировки. Оптимизация рабочего места, считают ученые, поможет женщинам более уверенно претендовать на высокооплачиваемые виды деятельности и поднимет престиж многих специальностей, на которые они даже не претендовали ранее.
Долой гендерную квоту
Многие жительницы Германии введенную в 2016 году гендерную квоту на руководящих постах считают самым вопиющим признаком неравенства. Объясняют это они так: раз нужно вводить квоту и отслеживать ее, значит, патриархат существует на самом деле. Никто ведь не следит за мужскими квотами...
На днях Федеральный министр по делам семьи Лиза Паус дала интервью газете «Тагесшпигель». Министр считает, что передовая Германия до сих пор живет в условиях патриархата. Более того, она четко озвучила, почему именно: «Для меня патриархат закончится, когда женщины будут экономически и политически равны, им будет принадлежать половина власти, плюс гендерное насилие перестанет восприниматься как тривиальный акт, а будет признано и наказано как патриархальная модель мышления и поведения». Лидер Партии зеленых Катарина Дреге, заручившись поддержкой госпожи Паус, призывает реформировать налоговую систему. Сегодня ситуация с пенсиями для овдовевших женщин такова: они получают половину пенсии своих мужей. Реформы должны защитить женщин от бедности в пожилом возрасте. Лиза Паус хочет, чтобы налоговая система стала более гендерно справедливой.
А Министр труда Хубертус Хайль говорит о необходимости сократить разницу между заработной платой мужчин и женщин. Он собирается обеспечить справедливую оплату и больший выбор карьеры в разных секторах экономики.
Светлана Фельде