Элмар Бурибаев стал дирижером столичного театра «Астана Опера». За его плечами - блестящая учеба в Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, а также звание дипломанта международного конкурса оперно-симфонических дирижеров в Румынии. К числу профессиональных достижений нового маэстро музыковеды относят его выступления с оркестрами Болгарии, Румынии, Италии и других стран
- Элмар Аскарович, как музыка, которая течет в вашей крови, стала делом жизни?
- Я родился в семье профессиональных музыкантов, поэтому мое образование вписывается в классическую схему - Байсеитовская школа по классу виолончели, Алматинская консерватория, но уже по классу оперно-симфонического дирижирования, затем Миланская консерватория. В эту цепочку разве что не вписывается магистратура Академии государственного управления при Президенте РК, но так получилось, что в трудное время пандемии я решил, что образование «вне музыки» поможет шире и глубже взглянуть на вопросы развития культуры в стране в целом.
- Наверняка вам были доступны и другие источники знаний?
- Да, мне посчастливилось кроме базового консерваторского образования принимать участие в международных мастер-классах в Лондоне, Берлине, Санкт-Петербурге. Помимо этого, огромные впечатления от концертов и спектаклей лучших театров и концертных залов, где я смог побывать, дополняют и обогащают мою профессиональную копилку обучения. Бесценна была возможность регулярно посещать спектакли и репетиции театра Ла Скала с самыми знаменитыми солистами и дирижерами нашего времени.
- Но не у всех есть возможность выезжать за границу… На ваш взгляд, в Казахстане можно получить хорошее образование дирижера?
- Я считаю, что специальное музыкальное образование в нашей стране находится на достойном уровне и подготовка дирижеров поставлена правильно. В Казахской национальной консерватории имени Курмангазы работали и продолжают воспитывать музыкантов такие мастера, как Жарасов и Жаманбаев, имеющие как глубокие теоретические, так и сугубо практические знания.
- Теперь, когда за вашими плечами такой весомый теоретический багаж, хочется внести что-то свое в работу с оркестрами?
- Профессия дирижера - это та сфера творческой деятельности, которая менее всего подвержена новациям, изменениям. Задача всегда была и есть в том, чтобы музыканты оркестра играли вместе, в одном темпе, слаженно. А вот внутреннее наполнение музыки, конечно, отличается от прочтения произведения. Работа же в том, чтобы найти свое собственное видение, повести за собой оркестр, убедить публику в правоте своей интерпретации.
- Задача не из легких. А сложно ли заслужить доверие музыкантов оркестра?
- Думаю, доверие оркестра - это главная составляющая любого творческого союза. Если дирижер как руководитель убедителен, профессионален, то вопрос доверия должен решаться позитивно. Бывает, что получить такое доверие невозможно не только за день или месяц, а и за год или годы.
- Чувствуете ли вы особую ответственность, вставая за пульт симфонического оркестра «Астана Опера»?
- Безусловно, встать за пульт такого великолепного коллектива как симфонический оркестр театра «Астана Опера» - это не просто ответственность, для меня это суперответственность, волнение и переживание. Вместе с этим я получаю невероятный душевный подъем, огромную радость от встречи с замечательными музыкантами коллектива, где каждый - высокий профессионал своего дела.
Ольга Шишанова