Зона отчуждения

В рубрике Новость дня - 2023-06-05

Нынешним летом, в самом конце августа, будет 32 года с тех самых пор, как после указа главы государства был закрыт Семипалатинский полигон. Однако проблемы, которые он породил, не решены и аукаются казахстанцам до сих пор

 

Достаточно вспомнить, что за 40 лет на нем было произведено 468 ядерных испытаний. Мощность всех взрывов в 2500 раз превысила мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. То есть региону - людям, их здоровью, природе, флоре и фауне был нанесен огромный экологический ущерб. Но социальная защита казахстанцев, как и восстановление биоразнообразия на полигоне и вокруг, до сих пор находится практически на нулевом уровне. Причем даже невзирая на то, что в регионе продолжает работать бывший центр полигона Курчатов, где сегодня с заделом на будущее возводится парк ядерных технологий в соответствии с Указом Президента РК от 4 апреля 2003 года,  в котором должно быть налажено производство высокотехнологичной продукции с использованием мирного атома.

Во-первых, остаются проблемные вопросы социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

К сожалению, до сих пор нет точных данных о количестве пострадавших в результате деятельности полигона, проживающих на территории всего Казахстана. Хотя, по разным оценкам, пострадало более 1,5 миллиона человек, да и то - эта цифра лишь приблизительная. Во-вторых, несмотря на бег времени, жители даже расположенных рядом с полигоном населенных пунктов по-прежнему страдают от заболеваний, вызванных радиацией. Хуже того - последствия облучения сказываются на их потомках.

Жалкие крохи денежной компенсации.  Согласно казахстанскому законодательству, пострадавшим гражданам выплачивается всего лишь единовременная денежная компенсация, размер которой определяется индивидуально в зависимости от зоны и составляет максимально 5,23 МРП за каждый год проживания в период с 1949 по 1965 год. Это расценивается большинством казахстанцев как издевательство над их угасающим здоровьем.

И даже тот факт, что население, проживающее на территориях радиационного риска, имеет право на дополнительную оплату труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (при этом данные льготы действуют только в Семипалатинском регионе), не делает погоды.

Для сравнения - в Японии пострадавшим от взрывов ядерных бомб, сброшенных американцами в 1945 году, до сих пор ежемесячно (!) выплачиваются такие виды выплат, как специальная медицинская страховка, предназначенная для лечения заболеваний, связанных с атомной радиацией, плюс выплата для наблюдения за здоровьем, сохранения здоровья, по уходу для найма медсестры и т.д. И размеры такой заботы японских граждан своим государством превышают не одну тысячу долларов.

Что касается Казахстана, то несколько ранее Правительство сообщало, что «для реализации принципа адресности медико-социальной защиты населения, пострадавшего в результате деятельности полигона и их потомков, в период с 2017 по 2019 год были проведены исследования, и по результатам данных исследований будут выработаны соответствующие предложения и приняты меры». Однако эти заявления остались по-прежнему на уровне предложений, хотя на эти самые исследования из государственного бюджета были затрачены приличные деньги. Может, соответствующим органам стоило бы обратить внимание на этот вопрос, который не имеет срока давности, потому что напрямую касается здоровья нации?

Также два года назад должна была быть создана Межведомственная рабочая группа «для обсуждения выработанных подходов и внесения конкретных предложений с участием представителей заинтересованных государственных органов». В ходе работы группы собирались продумать подходы по последовательной реализации перехода к оказанию адресной социальной поддержки граждан в зависимости от полученной дозы облучения. Вот только и эта инициатива, судя по всему, обнулилась, и ждать результатов по-прежнему не приходится, несмотря на то что на эту проблематику неоднократно обращали внимание даже депутаты Мажилиса Парламента РК.

Кроме того, хотелось бы напомнить, что, несмотря на недавние бравые заявления Минэнерго РК о том, что уровень радиации вблизи Семипалатинского полигона не представляет опасности для населения, факты, да и более ранние исследования говорят совершенно об обратном.

Так, энергетическое ведомство еще полтора года назад оповестило, что их специалистами якобы обследовано около 90 процентов всей территории полигона. Тогда как сами работы были начаты еще в 2008 году - ученые занимались изучением состава воздуха, растений и животного мира. Но за все это время данный мониторинг не единожды обнаруживал негативные изменения радиационной обстановки, влияющие на безопасность окружающей среды и населения. Однако почему-то мнение экспертов сегодня все равно свелось к тому, что «в целом текущее радиационное состояние воздушной и водной среды на полигоне и за его пределами стабильное и опасности для населения не представляет». Исключение составляют разве что радиоактивно загрязненные участки испытательных площадок, где непосредственно были проведены сами ядерные испытания.

Тем не менее специалисты, которые занимаются сегодня этим мониторингом, продолжают утверждать: «Результаты проводимых исследований показали, что максимальное содержание радиоактивных элементов в воздухе обнаружено непосредственно в месте проведения ядерных испытаний. При этом вне загрязненных участков полигона присутствие «долгоживущих» радиоактивных элементов (америций, цезий или стронций) не обнаружено».

Но насколько верны подобные заявления? Ведь, оседая на поверхность земли по направлению движения облака, продукты взрыва создают радиоактивный участок, называемый радиоактивным следом. Плотность заражения в районе взрыва и по следу движения радиоактивного облака убывает по мере удаления от центра взрыва и все равно сохраняет свою форму многие десятилетия, а то и не одну сотню лет. Например, принято считать, что при наземном ядерном взрыве соотношение площадей территории со средней дозой два рад (0,02 Грей) будет следующим: через год после взрыва - 15 тысяч квадратных километров, через пять лет -  60 тысяч, через 10 лет - 50 тысяч и даже через 100 лет - 700 квадратных километров.

Причем речь идет не только о площади эпицентра и близлежащих к нему земель, а еще и о радиусе вокруг пораженной территории.

Для сравнения, в качестве примера можно привести взрыв на Чернобыльской АЭС, который разнес радиоактивное облако не только по территории Украины, России и Белоруссии, но и затронул собой ряд европейских стран вплоть до Италии.

 

Так вот, сегодня вокруг ЧАЭС действует 300-километровая зона отчуждения. Непосредственно после катастрофы там погибли многие животные. Также от радиации пострадал лесной массив вблизи ЧАЭС, который получил название «Рыжий лес». Дело в том, что под воздействием радиации хвойные изменили свой цвет на ржавый в течение 30 минут (!) после аварии. Площадь леса составляет более 200 квадратных километров, и уровень радиации в нем до сих пор превышает 123 мкр/Ч при норме не более 30. Хотя после одноразового взрыва прошло почти четыре десятка лет. Что тогда говорить о Семипалатинском полигоне, подвергавшемся испытаниям с 1949 по 1989 год... Между тем в большинстве районов Украины пробы коровьего молока до сих пор выдают превышение нормы цезия-137 в 3,5 раза.

Что касается Семипалатинского полигона, то, по оценкам института высоких энергий Академии наук Казахстана, «некоторые зараженные участки полигона будут представлять опасность и оставаться непригодными для жизни на протяжении свыше тысячи лет».

Плюс значительная часть его территорий и прилегающие к нему районы Павлодарской, Абайской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей по-прежнему признаются зонами экологического бедствия. Радиус поражения даже сегодня достигает почти 800 километров, подразделяясь на четыре зоны - 150, 300, 500 и 775 километров. 

И мало кто при этом учитывает тот фактор, что ветер в этом регионе в основном дует с севера на юг, затем - на запад, внутрь Казахстана. Раньше по этому направлению действительно было мало населенных пунктов, что и стало одной из причин расположения ядерного полигона в Семипалатинском регионе, да и Иртыш расположен поблизости. Кто же знал, что из могучей реки он превратится сегодня в трансграничный придаток…

Данные показывают также, что на поверхности земли Курчумского района Восточно-Казахстанской области радиация пропиталась в землю до 15 сантиметров, а ведь этот район расположен почти в 500 километрах от эпицентра.

И почему-то власти совершенно не задумываются об очищении вот таких «загрязненных» земель путем высадки, например, специальных растений, буквально «перерабатывающих» радиацию в почве. Или с помощью гидросепарации, предполагающей снятие верхнего слоя почвы, отделения крупных включений, диспергирования почвенной массы в водном растворе, где происходит ее разделение на минеральную и органическую составляющие, классификацию минеральных частиц по размеру. После чего очищенные от радиоактивного загрязнения почвенные фракции даже могут быть возвращены обратно. Или же, используя технологию, придуманную японскими учеными, которая являет собой нанопузыри из особой жидкости, создающие «вихревой поток», собирающий и уносящий радиоактивные частицы. Именно таким образом более чем на 90 процентов была очищена почва от радиации вокруг АЭС «Фукусима-1». Астана

Справка «НП»: Строительство Семипалатинского ядерного полигона было начато в 1947 году, а первое испытание ядерного оружия в Советском Союзе провели на этом полигоне 29 августа 1949 года.

Последний взрыв на полигоне был осуществлен 19 октября 1989-го. После чего 29 августа 1991 года Семипалатинский полигон был закрыт Указом Президента РК.

Ольга Шишанова

Поделиться
Следуйте за нами