Часто замечаю, что окружающие меня люди предпочитают не говорить и не думать о смерти. Даже в Германии, где, в общем и целом, лет 20 назад тема эта перестала быть табу, есть немало тех, кто начинает махать руками, цыкать и прекращает разговор о том, чем неминуемо заканчивается жизнь каждого из нас
Апостольская церковь в Кельне
За моими плечами на сегодняшний момент не только карьера журналиста в Казахстане, но и 15 лет работы медсестрой в хосписе, так что, сами понимаете, у меня совершенно другое отношение к этой запретной для многих тематике.
Культура избегания
Если судить по результатам исследований, проведенных методом анкетного опроса пару лет назад одним социологическим институтом, можно сделать вывод, что мы, очевидно, куда больше боимся потери наших близких, чем собственной смерти. Аналогичные изыскания показали, что нас скорее страшит сам процесс умирания, включая, например, присущие ему боль и одиночество, чем, собственно, окончание жизни. В общем и целом, когда нам задают вопрос, боимся ли мы умереть, большинство из нас это отрицает, демонстрируя невысокий уровень беспокойства. Но тенденция проявлять невысокий уровень тревоги по поводу смерти, который характерен для многих из нас, может оказаться результатом нашего нежелания признаться в собственном страхе как другим, так и самому себе. Основываясь на этой гипотезе, психологи уже на протяжении почти 30 лет изучают социальные и психологические последствия столкновения лицом к лицу с тем фактом, что все мы смертны.
Напоминание о бренности бытия оказывает любопытное воздействие на наши политические и религиозные взгляды. Выяснилось, что это приводит к усилению поляризации: либералы становятся либеральнее, а консерваторы - консервативнее.
Обещание жизни вечной...
Все мы знаем, что многие религии обещают бессмертие. Одни верят в это в прямом смысле этого слова и всю свою жизнь посвящают ожиданию жизни вечной, другие понимают, что речь идет о чисто символическом бессмертии. В соответствии с этой концепцией ученые также установили, что напоминания о смерти стимулируют наше стремление к славе, карьерному росту и желание иметь детей. Все это ассоциируется с символическим бессмертием. Выходит, что мы хотим добиться его благодаря своему труду и передаче нашей ДНК потомкам. Как все просто...
Покой гарантирован не всем
Впрочем, довольно философствовать. Сегодня я хотела рассказать читателю о том, как выглядит культура погребальных ритуалов в Германии, какие виды захоронения доступны бюргерам и сколько это стоит. Нравится нам или не нравится, но, как говорила моя бабушка, все там будем. И озвучивание желаний человека на предмет «проводов» говорит, по моему мнению, о его цивилизованности и культурности.
Немцы в большинстве своем любят, чтобы во всем был порядок. Орднунг превыше всего. Поэтому представители среднего и старшего поколения (от 60 и выше) предпочитают своевременно заключить страховку, которая позволит членам семьи или полностью, или частично покрыть расходы. С учетом общей мировой нестабильности и инфляции трудно предугадать, какая сумма может потребоваться, даже если человек заранее определился с вариантом погребения. Тут остается уповать на везение. К слову, подобного рода страховка есть и у меня. Заключила я ее уже много лет назад и очень сильно надеюсь на то, что накопленной суммы будет вполне достаточно.
Правила организации похорон в Германии регулируются на уровне федеральных земель. В каждой земле принят закон о похоронах, который определяет сроки и правила погребения, порядок расследования причины смерти.
Администрации немецких кладбищ устанавливают период Ruhefrist, в течение которого место захоронения не разрешается занимать повторно. Его минимальные сроки в зависимости от земли - от шести до 25 лет. После прохождения Ruhefrist право пользоваться могилой истекает. Потомки умершего заранее получают предупреждение об истечении оплаченного срока захоронения. Мы тоже не так давно получили сообщение о том, что через четыре года место захоронения моего отца будет расчищено и продано как свободное. Скажу сразу: сделать ничего нельзя. Закон есть закон. Как ни прискорбно сие звучит. И как ни ужасно это звучит для слуха граждан постсоветских республик, у которых совершенно другой менталитет в отношении могил предков.
Исключения делают для еврейских кладбищ. Умерший еврей обретает вечный покой, каждое место для могилы используется только один раз. Некоторые немецкие города дают право на вечную могилу мусульманам. Родственникам мусульман разрешено перевозить останки в страну происхождения по окончании срока использования могилы.
«И будешь баобабом тыщу лет...»
Если говорить о классификации видов похорон, то их условно можно разделить на три категории. Условно потому, что, как и во всех подобных этических случаях, возможны нюансы с учетом личных пожеланий.
Категория первая. Итак, традиционный вид погребения предусматривает выбор могилы под захоронение. Ее можно выбрать еще при жизни и за отдельную плату закрепить за одним человеком либо за семьей с правом определения размера, соответствующего надгробия или сооружения склепа. Аренду участка можно продлевать. Другой вариант - рядная могила. Ее предоставляет администратор кладбища в месте по своему усмотрению и на определенный срок без права продления. То есть максимум через 25 лет продление аренды становится невозможным. Третий - так называемая луговая могила. Она без надгробия, место захоронения засеивается травой. Его можно обозначить плитой с данными об усопшем. За такими могилами ухаживает персонал кладбища за отдельную плату. И последний вариант стандартных видов захоронения - анонимная могила. Она не имеет никаких признаков идентификации. Очень часто к таким видам захоронения прибегают в том случае, если у человека нет никого, кто мог бы позаботиться о похоронах.
Категория вторая: кремация. Срок до проведения кремации может составлять от 10 до 25 дней. Иногда приходится ждать и несколько недель. Прах помещается в урну из дерева, керамики или металла. Можно заказать отпевание в прощальном зале крематория, кладбища или в храме. После этого урну захоранивают в землю. Размер могилы значительно меньше, чем при традиционном погребении. Урну с прахом можно поместить в ячейку колумбария. Должна сказать, что в последние годы умерших в Германии все чаще кремируют, прежде всего, конечно, по их желанию. Эту тенденцию подтверждает и Кристоф Кукелькорн, владелец самого крупного похоронного агентства в Кельне с шестью филиалами в разных районах города.
Третья категория - альтернативная.
Очень экзотический способ сохранить память - вырастить с помощью специальных технологий из праха кремированного родственника необработанный алмаз. С этим прекрасно справляются мастера этого дела в Нидерландах, Швейцарии, Австрии. Процесс выращивания может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Это очень дорогой вариант. Например, швейцарская фирма Algordanza предлагает такие услуги. С ней сотрудничают и немецкие похоронные агентства. Фирма берет не менее 20 тысяч швейцарских франков.
Еще одна альтернатива - морские захоронения. Они возможны только согласно воле и изъявлению усопшего, оформленному в письменном виде. Урну с прахом родственники привозят на корабль. Тот выходит в море, урну опускают на канате в воду, затем произносится короткая прощальная речь. Координаты погребения заносят в судовой журнал. Проходит мероприятие в специально отведенных районах в Северном или Балтийском морях, в которых запрещены рыбная ловля и спортивные мероприятия. Стоимость морского захоронения зависит от места и процедуры. Есть торжественные похороны с сопровождением родственников до места похорон, «бесшумные», при которых присутствует только команда и доставляются сразу несколько урн. «Бесшумное» захоронение стоит 2250 евро, торжественные похороны - до 8000 евро.
К альтернативным относятся и так называемые погребальные леса. В мемориальном лесу возможны четыре варианта. Основной, когда покупается одна из десяти возможных могил у дерева, которое выбирает лесник. Период владения - 15 - 30 лет. Дерево сообщества дает пристанище до десяти урнам. Можно выкупить все 10 мест, иначе остальные предоставят другим людям. Срок захоронения - до 99 лет с момента открытия леса. У партнерского дерева хоронят двоих. Затем можно докупать еще восемь мест, но только близким. Место могилы остается занятым также 99 лет. Ну и семейное дерево - последний приют для семей. Возможно захоронение до 10 человек тоже на 99 лет. Затраты на лесные похороны состоят из цены места и погребения. Самое дешевое основное место стоит 490 евро, партнерское или семейное дерево - 2490 - 6990 евро. Цена может быть и более высокой.
Есть еще один альтернативный вариант, который становится все более популярным у немцев по многим причинам. В основном, так мне кажется, по финансовым. Ибо он наиболее дешевый после морского захоронения, так как не предполагает в дальнейшем никакого ухода за местом захоронения и никакой дополнительной платы за аренду. Речь идет о дереве жизни, в немецких каталогах он обозначен как Tree of Life. В чем его суть: после кремации прах передают подрядчикам вышеназванной программы в Нидерландах, Швейцарии или Чехии. Останки смешивают со специальным составом почвы под контролем нотариуса и высаживают в смесь саженец выбранной породы. Через несколько месяцев в питомнике дерево памяти готово к передаче родственникам и посадке. Оно может расти в погребальном лесу, заповеднике или своем саду. Прах умершего возвращается в круговорот жизни через корни дерева. Вырастить такое дерево стоит примерно 4000 евро.
Цена традиционных похорон складывается из платы за кладбище, цены гроба, типа могилы, дизайна надгробия, организации поминок. Общие расходы составляют 8000 - 20 000 евро. Кремация с последующим захоронением на кладбище стоит до 15 000, анонимное захоронение при кремации обойдется примерно в 3000 евро.
Дорога в лесу, где под деревьями захоронение урн.
Такой вид погребения становится в Германии все более популярным
Сменим тему...
По законам жанра экзистенциальные разговоры полагается заканчивать чем-то более «легким».
А тут как раз и тема подоспела подходящая. Совершенно позитивная, но одновременно и о вечном и ценном: уникальные украшения кельтской эпохи были найдены совершенно случайно в последние дни раскопок в Саксонии, проводившихся перед расширением карьера. И теперь в городском музее саксонского города Пирны открылась выставка, на которой счастливцы могут увидеть находки. Сначала в породе, перемещенной экскаватором на границе зоны раскопок, были замечены глиняные осколки. Затем в ходе уже целенаправленных поисков из земли был извлечен небольшой глиняный сосуд с двумя ручками, в котором находились кельтские украшения: три богато украшенные металлические застежки для одежды - фибулы, бронзовое колье и почти 500 бусин. Это стало первым в истории Саксонии случаем обнаружения янтаря и стекла. Находку сами археологи называют артефактом кельтского периода на территории этой немецкой земли.
Специалисты археологического ведомства отметили высочайшее качество этих украшений - произведений ремесленного искусства кельтских мастеров. Как считают эксперты, предметы были изготовлены около 450 года до нашей эры.
Светлана Фельде. Фото автора