Возвращение Корсара

В рубрике Культура - 2020-12-03

Ляззат Кусаинова

В Казахском государственном академическом театре оперы и балета имени Абая после длительного перерыва возобновлена постановка балета Адольфа Адана “Корсар” из золотого фонда мирового балета

Ценители балетного искусства наверняка помнят, что в далеких 90-х годах “Корсар” уже ставили на сцене алматинского театра. Это была постановка (хореография Владимира Владимирова) новосибирского театра оперы и балета, адаптированная к местной сцене. Российский театр поделился костюмами и декорациями, световым и музыкальным решением. Вплоть до середины двухтысячных этот спектакль собирал зрительские аншлаги. Сделать перерыв вынудил износ декораций и костюмов.

Адольф Адан - французский композитор, являющийся одним из основоположников романтического балета. В своем творчестве он мог передавать в точности настроение, которое прописывали в либретто его авторы.
В основу либретто “Корсара” легла одноименная поэма Байрона. Авторы либретто Жюль Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье рассказали историю из жизни корсаров - людей, покорявших моря на кораблях в целях захвата иностранных судов. В сюжете повествуется о нравах того времени (торговля невольниками), не обходится без любовной линии, поднимаются вопросы верности и честности.
В этом году “Корсар” поставили в честь 165-летия со дня его написания, а в будущем году исполнится 165 лет со дня премьеры балета в Гранд-Опера в Париже. Постановок легендарного произведения можно встретить множество, в их основе помимо музыки Адольфа Адана, оркестрованной самим автором, также присутствуют фрагменты, созданные другими композиторами.

Ерболат Ахмедьяров, дирижер-постановщик, объяснил, в чем уникальность новой постановки: “Мы попытались добиться более интересного звучания оркестра. Изюминкой нашей версии является вставной номер для музыкального антракта, в котором мы использовали увертюру к опере Адольфа Адана “Нюрнбергская кукла”.
Помимо нововведений в музыкальной части зрителя ждут некоторые изменения в хореографии постановки. Во-первых, спектакль стал двухактным (вместо трех).

- Конечно, есть те фрагменты, которые считаются классическими. Но есть такие танцевальные фрагменты, которые не шли раньше в нашей старой версии. Сейчас присутствует много танцевальных мизансцен. Ключевые танцевальные фрагменты, которые считаются мировой классикой, остались в неизменном виде. Это па-де-де, различные вариации, танец в оживленном саду, танец корсаров, и все это было сделано в моей редакции как хореографа. Мы действительно сделали свой спектакль, который подходит нашей труппе, - об этом рассказала хореограф-постановщик, народный артист РК Гульжан Туткибаева.

При создании постановки использовали современные технологии, а именно видеоряд, который дает ощущение присутствия на море и придает динамику происходящему. “Корсар” - это романтический, приключенческий балет. Моей задачей было поставить динамичный, живой, красочный, захватывающий современный спектакль. Мы хотим, чтобы зритель почувствовал себя неотъемлемой частью действия и ему захотелось оказаться внутри этого спектакля. Костюмы к балету создал народный художник России Вячеслав Окунев. Как всегда, они отличаются своим неповторимым стилем. Сценографию разработал итальянский художник Вильям Орланди. Его замысел несет в себе совершенно другое, непривычное для нас построение декораций, особенностью которых является их движение во время действия, - поделилась Гульжан Туткибаева.
Еще одной особенностью балета стало то, что в нем будут участвовать целых четыре премьерных состава вместо двух привычных. Среди артистов, исполняющих главные партии - Жанель Тукеева (Медора), Рахим Даиров (Конрад), Асет Мурзакулов (Исаак Ланкедем), Нельсон Пенья (Али).

Ответственным за видеоряд выступил Ерген Токмурзин, создателем декораций является Вильям Орланди, ассистентом художника-постановщика - Есенгельды Туяков, художником по костюмам - Вячеслав Окунев.
Артисты балета получили огромное удовольствие от работы над новой постановкой. Рахим Даиров рассказал, что с большим интересом репетировал адажио, вариации. Ему по вкусу пришлись новые декорации, костюмы и сама постановка. Он признался, что динамичность и красочность произведения не оставят публику равнодушной.
Зрители, пришедшие на спектакль, смогут перед его началом посетить галерею Arte, где их в дни премьерных показов ожидает выставка фотографий Николая Постникова и сценических костюмов.

Фото Талгата Галимова

Поделиться