Принц с зеленой ветки сказки

В рубрике Культура - 2021-01-28

Ольга Шишанова

Новое имя - Рустам Чахалов - прозвучало на сцене столичного театра “Астана Опера”. Молодой артист обещает составить серьезную конкуренцию сегодняшним корифеям казахстанского искусства балета. Своими планами и надеждами он поделился с журналистом “НП” в эксклюзивном интервью

- Рустам, почему вы решили стать именно артистом балета?
- Ну я бы сказал, что поначалу вообще-то не особо любил балет. Но когда я стал смотреть видео по телевизору с выступлениями артистов балета, постепенно втянулся в это дело. Меня начал привлекать этот вид искусства, я стал больше обращать внимания на танцевальные номера с участием разных артистов балета. Почему меня это так “зацепило”? Наверное, потому, что они старались передать тот или иной образ своему зрителю при помощи исполнительского мастерства, и я улавливал их пластику, актерскую игру на сцене. И мне стало это нравиться все больше и больше, причем до такой степени, что я начал упрашивать родителей, чтобы меня отдали в балетную школу. До сих пор помню свой первый балет - им стал “Жизель”, который я увидел в театре имени Абая в Алматы. Мне тогда исполнилось только семь лет.

- Что же дальше?
- Год у меня ушел на подготовку - я тщательно готовился, чтобы поступить в школу балета. Правда, мой отец изначально был против всей этой затеи, тем не менее мне удалось убедить родителей, и, когда мне исполнилось девять лет, я поступил в Алматинское хореографическое училище имени Селезнева. Там я проучился четыре года, но когда в 2016 году открылась Академия хореографии в столице, перевелся туда. И теперь родители меня во всем поддерживают, хотя их профессии никак к искусству не относятся - мама у меня работает в больнице, а отец занимается малым бизнесом. Зато бабушка раньше занималась балетом, правда, профессионалом она не стала, но была очень рада моей идее стать артистом балета.
- Как сложилась ваша творческая жизнь в академии?
- После перевода я приступил к работе под руководством Алтынай Асылмуратовой, которая начала с того, что переучивала нас по нескольким направлениям в профессии, поскольку в Алматы мы опирались на московскую школу балета, тогда как в столичной академии приветствуется санкт-петербургское обучение. Так что пришлось учить заново некоторые движения, учитывать высоту ног во время исполнения... И я очень ей благодарен, потому что она помогает раскрыть в артистах, которых обучает, что-то такое, присущее каждому, его индивидуальность, а ведь не все педагоги это умеют. У нее огромный опыт в профессии, которым она щедро делится с нами, ее учениками.
- Чему Алтынай Абдуахимовна помогла раскрыться в творческом плане именно вам?
- Во-первых, она помогает раскрыть во мне артистизм, во-вторых, помогает преодолеть зажатость на сцене, в-третьих, учит передавать зрителю испытываемые мной во время танца эмоции. Потому что я, например, когда танцую ту или иную партию, всегда волнуюсь. А значит, у меня пропадает улыбка, я начинаю нервничать - правильно ли исполняю то или иное движение, да мало ли! И Алтынай Абдуахимовна меня всегда в таких случаях ободряет, говоря, чтобы я расслабился и просто танцевал, наслаждаясь самим процессом. И тогда у меня начинает получаться это правильно, я концентрирую свои эмоции, и, надеюсь, зритель понимает, что я хочу передать ему со сцены.
- Не так давно вы исполняли партию Арлекина в балете “Щелкунчик”. И публику покорила ваша чудная пластика...
- Спасибо. Да, наш педагог Алтынай Асылмуратова требует от нас по полной программе использовать природную пластику тела, и в этом случае было так же во время исполнения мной роли игрушки. Эта партия требовала статичного положения тела, не позволяя расслабляться, и я очень старался об этом “рассказать” зрителю своими телодвижениями, которые характеризовали образ Арлекина.
- А в чем была разница для вас, как для артиста, когда вместо Арлекина вы вышли на сцену в этом же балете в образе Принца?
- Вообще танцевать в этом балете я начинал, первоначально исполняя роль Арлекина, только это была его другая редакция. Потом мне довелось исполнять партии летучих мышей там же, а во время выпускного класса я уже станцевал Принца. Партии Арлекина и Принца, конечно же, сильно отличались, во-первых, эмоциональным выражением роли, во-вторых, самим осознанием того, что я столько смог достичь, раз мне доверили исполнение партии главного героя в балете. Что же касается воплощения роли Арлекина в балете “Щелкунчик”, который сейчас идет на сцене столичного театра “Астана Опера”, то я был очень рад и горд тем, что именно в этой редакции спектакля мне уже доверили сольное исполнение, пусть даже небольшое по времени. Так что стремиться мне есть к чему и во многом!
- И теперь, несомненно, вашим родителям есть чем гордиться?
- Надеюсь, что да. Мой отец, когда я перевелся из Алматы в столичную Академию хореографии, был настроен весьма скептически и даже опять предлагал мне уйти из профессии. Но я пытался убедить его снова и снова, и спустя время, когда я начал танцевать все больше и все лучше, мой отец действительно стал гордиться тем, чем я занимаюсь. Мне было очень приятно, когда он и мама приехали меня поддержать в моем выступлении в балете “Щелкунчик” в Нур-Султане. Сами они проживают в Алматы, но тоже всегда приходят на концерты “Астана Опера”, когда мы гастролируем в этом городе.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами