ДВЕ БЕДЫ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-02-02

Алла Иванилова

За год в Казахстане по вине водителей автобусов погибли 29 человек и 445 получили ранения. Водители общественного транспорта не только нарушают правила дорожного движения, но и садятся за руль пьяными. Впрочем, и остальных участников дорожного движения нельзя назвать законопослушными, а инфраструктуру - идеальной

В Казахстане недавно провели оперативно-профилактическое мероприятие “Автобус”, цель которого - сократить дорожно-транспортные происшествия с участием пассажирского транспорта. Полицейские совместно с сотрудниками транспортного контроля проверяли автотранспортные предприятия и предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками. Особое внимание уделялось техническому состоянию автобусов и соблюдению правил дорожного движения теми, кто перевозит людей. За три дня операции выявили 9050 нарушений ПДД, в том числе 11 фактов управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения. К слову, согласно ст. 608 Кодекса РК об административных правонарушениях “Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения”, предполагаются административный арест на 15 суток и запрет водить транспорт следующие семь лет. Кроме того, в ходе профилактического мероприятия “Автобус” выявили 14 выездов на встречную полосу, а 258 водителей привлекли к ответственности за превышение допустимой скорости. Как оказалось, перевозчики игнорируют установленные правила - далеко не везде водители проходят предрейсовый осмотр, а автотранспортные средства - техосмотр, многие водители пользуются телефоном за рулем. Выявили также факты нелегальной перевозки пассажиров. К административной ответственности привлекли 158 должностных лиц автобусных парков.

Опасность для жизни представляют не только пьяные водители общественного транспорта и те, кто любит лихачить на дорогах, но и сами автобусы. Каждый третий (30 процентов, или 25 823 из 84 703 единиц) эксплуатируют уже свыше 20 лет. Причем большая часть старых автосредств находится во владении физических лиц. Их эксплуатируют на нерегулярных маршрутах, и многие переоборудованы с нарушением норм безопасности. Ежегодно сотрудники полиции выявляют около 500-700 фактов эксплуатации переоборудованных автобусов, используемых для нерегулярных перевозок.
В свое время Министерство внутренних дел приняло ряд мер, которые способствовали бы усилению ответственности пассажирских перевозчиков. В частности, в случае выявления автобусов, осуществляющих перевозки пассажиров, переоборудованных без разрешения или техосмотра, ограничиваются не только штрафами, но и отзывом либо приостановлением действия лицензии-разрешения. Также запрещают осуществлять нерегулярные перевозки пассажиров физическим лицам и мелким субъектам предпринимательства, которые не имеют собственной производственно-ремонтной базы, инженера-механика и медицинского работника в штате. Таким образом, полицейские надеялись, что “бомбилы”, стоящие на вокзалах и зазывающие клиентов, уйдут с этого рынка, поскольку большинство из них работают нелегально и не соответствуют предъявляемым требованиям.
Но ситуацию такие ужесточения сильно не изменили. Как, впрочем, и другие меры, направленные на снижение аварийности на дорогах. Как показывает анализ, смертность зависит от динамики трех основных видов ДТП: наезды на пешеходов, или 28 процентов от всех погибших, опрокидывания - 447 погибших, или 22 процента, и встречные столкновения автомобилей - 275 погибших, 14 процентов. Каждое пятое ДТП происходит из-за превышения скорости в населенном пункте, каждое шестое - из-за нарушений правил маневрирования.
При этом остро стоит вопрос с безопасностью пешеходов. Каждое третье ДТП в стране, каждый четвертый погибший и раненый приходятся на их долю. Во многих случаях виноваты сами пешеходы. В 2020 году выявили больше 200 тысяч нарушений с их стороны. Как считают в МВД, опираясь на мировой опыт, надлежащую безопасность может обеспечить только наличие развитой пешеходной инфраструктуры. В прошлом году провели 25 тысяч обследований автодорог с охватом около 500 тысяч километров. В результате анализ показал, что на дорогах страны дополнительно необходимо установить свыше 23 тысяч дорожных знаков. Кроме того, выявили 57,5 тысячи дефектов дорожной инфраструктуры, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения. Оштрафовано около трех тысяч должностных лиц, ответственных за содержание дорог. Между тем в рейтинге стран по качеству дорог Казахстан занял лишь 93-е место из 141.
Из-за такой халатности республика входит в список государств с высокой смертностью на дорогах. Данные о пострадавших превышают аналогичную статистику таких стран СНГ, как Армения, Кыргызстан, Таджикистан. И это на фоне огромных организационно-технических мер и мероприятий, реализованных за 20 с лишним лет. При этом экономический ущерб нашей республики от аварийности на дорогах зарубежные эксперты оценивают в семь миллиардов долларов ежегодно.
Свою лепту в безопасность на дорогах вносят видеокамеры. В 2020 году на дорогах Казахстана дополнительно установлено около 3,5 тысячи видеокамер. Таким образом, их общее количество за прошлый год возросло на 36 процентов и составило 12 856. В прошлом году с помощью “всевидящего ока” выявили 2,6 миллиона нарушений ПДД, а это каждое второе. Как констатируют в Министерстве внутренних дел, эта мера позволила повысить дисциплину участников дорожного движения, что повлияло на снижение показателей аварийности в стране.

Фото Талгата Галимова

Нур-Султан

Поделиться