СО ЩИТОМ ИЛИ НА ЩИТЕ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-02-09

Ольга Шишанова

В столичном театре “Астана Опера” завтра грядет очередное культурное событие для поклонников высокого искусства - по мотивам романа Рафаэлло Джованьоли и сюжетам древней истории представят потрясающий по силе эмоций и закрученности сюжета балет “Спартак”

Сегодня любое культурное событие, которое обещает состояться офлайн, воспринимается как настоящий праздник, а уж тем более столь знаковое, как известнейший балет Арама Хачатуряна “Спартак”.
Напомним, либретто к нему написал Юрий Григорович по мотивам романа Рафаэлло Джованьоли и сюжетам древней истории с использованием сценария Николая Волкова.
В Большом театре в Москве премьера балета “Спартак” состоялась 9 апреля 1968 года, а в столичном театре “Астана Опера” - 6 июня 2014-го.
В обоих случаях спектакль Юрия Григоровича построен на чередовании контрастных эпизодов, раскрывающих драматический конфликт. Плюс “Спартак” в отличие от прежних работ хореографа характеризуется мастерством построения всего спектакля. А вот хореографический язык маэстро оставил прежний - действенный классический танец, в котором решается как образ деспотичного Рима, так и образ восстания рабов. Любопытно, что сам Григорович называл свою постановку “спектаклем для четырех солистов с кордебалетом”. Может, потому, что пластическая характеристика одного их главных героев - антагониста Спартака патриция Красса неотделима от танцев воинов и самих патрициев, которые “дорисовывают” его хореографический портрет. Тогда как образ Спартака, напротив, “вырастает” из танцев рабов, гладиаторов и пастухов. Так что “Спартак” Григоровича - это не “сцены из римской жизни”, а героический мужской балет. К его созданию Арам Хачатурян приступил в далеком 1950 году, хотя задумка воплощения его пришла к композитору еще раньше - в 1941-м, в трагические дни декабря, во время Великой Отечественной войны. По мнению композитора, героический образ Спартака и тема восстания рабов в Древнем Риме имели на тот момент огромное значение. “Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость”, - утверждал Хачатурян.

При этом композитор не только использовал сочинения античных писателей Аппиана и Плутарха, но и вводил в свой музыкальный сценарий новых героев, а также опирался на то, что мотив предательства как причина поражения восстаний и революций был характерен и почти обязателен для произведений искусства того периода советского общества. Может быть, поэтому музыка балета оказалась насыщена яркими контрастами. То это ликующий Рим, то горе побежденных, то жестокие гладиаторские бои или героика восстания, то нежные лирические сцены, то эпические картины побед и поражений. С большой творческой фантазией написаны и характерные танцы - египетской танцовщицы, афинского шута и гадитанских дев. В целом балет был решен им в духе монументальной героической драмы, в центре которой запечатлен образ самого Спартака. И это несмотря на то, что музыка балета носит привычный номерной характер, а мощное симфоническое развитие размывает границы повествования, эмоционально обобщая происходящие события.
Более того, в музыке “Спартака”, одного из лучших произведений Хачатуряна, как считают критики, воплотились наиболее яркие особенности его творчества: броские, запоминающиеся образы, пышные и блестящие массовые сцены, своеобразная мелодика, в которой европейские черты органично сочетаются с восточными интонациями. Да и вообще этому балету свойственны “сквозное симфоническое развитие, крупные музыкально-хореографические сцены, интонационное единство, широкое использование системы того или иного лейтмотива”.
Что дало, кстати, возможность в дальнейшем разным хореографам компоновать музыку “Спартака” по-своему. Так что впервые сюита из музыки нового балета прозвучала в 1954 году, то есть задолго до премьеры, после окончания партитуры в концертах, прочно завоевав признание у слушателей своими психологизмом и трагической напряженностью. Они отмечали, что “балет “Спартак” является примером высочайшего синтеза музыки, хореографии и живописи. И вот уже многие десятилетия спектакль “Спартак”, который на сцене “Астана Опера” идет в трех действиях и 12 картинах, является украшением репертуара многих театров мира.

Нур-Султан

Поделиться