РАСТИ, ЗАРПЛАТА, БЫСТРЕЕ ИНФЛЯЦИИ

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-03-11

Мадина Меирманова

Президент определил 10 общенациональных приоритетов страны на ближайшую пятилетку. Каждый приоритет сопровождается отдельным индикатором. Их достижение и будет главным признаком движения вперед или стагнации, а заодно и показателем качества работы ответственных чиновников

Согласно Указу Президента РК Токаева “Об Общенациональных приоритетах Республики Казахстан до 2025 года”, у страны 10 больших приоритетов, разделенных по трем крупным направлениям.
Направление “Благополучие граждан” включает в себя справедливую социальную политику, качественную и эффективную систему здравоохранения и качественное образование. Второе направление - “Качество институтов” - предусматривает “справедливое и эффективное государство на защите интересов граждан”, “новую модель госуправления”, “культивирование ценностей патриотизма” и укрепление нацбезопаности.
Третье большое направление - “Сильная экономика” - зависит от построения дифференцированной и инновационной экономики, активного развития экономической и торговой дипломатии и сбалансированного территориального развития.
У каждого из пунктов будет четкий показатель.

Например, справедливая социальная политика должна выразиться в росте реальных денежных доходов населения не менее чем на 27 процентов к уровню 2019 года. В 2019 году среднедушевые денежные доходы населения равнялись 104 282 тенге. Среднемесячная зарплата в тот же период составила 203,9 тысячи тенге.
По итогам третьего квартала прошлого года среднедушевые номинальные денежные доходы населения в Казахстане составляли 112 тысяч тенге, но в реальном выражении оказались ниже даже показателя 2019 года. (При этом зарплата в третьем квартале 2020 года составила 204 330 тенге.)
Вот и получается, что номинально казахстанцы зарабатывать стали больше, а цена денег все уменьшается и уменьшается.
И чтобы власти таки добились поставленной цели - вырастили реальные доходы населения на 27 процентов к 2025 году (то есть обеспечили реальные подушевые доходы на уровне не менее 136,2 тысячи тенге), цены не должны расти ни на что. В первую очередь на продовольствие, которое сейчас занимает более половины всех расходов граждан (и постоянно обесценивает наши зарплаты). Да и непродовольственный импорт тоже у нас постоянно дорожает из-за стабильно несильного тенге.
А потому у властей вариантов немного: либо обуздать инфляцию, чтобы она не проедала прибавки к зарплатам, либо повышать оклады со скоростью быстрее инфляции.
Еще один индикатор - “увеличение до 27 процентов доли доходов 40 процентов наименее обеспеченного населения в общих доходах” - оказался сложным даже для экономистов. То ли увеличить доходы низкооплачиваемого населения на 27 процентов (но это вроде вполне укладывается в первый индикатор), то ли снизить численность низкооплачиваемого населения с 40 до 27 процентов в общей массе. В общем, не ясно.
Но зато всем понятен еще один показатель улучшения нашей жизни - ее продолжительность должна к концу 2025 года составлять не менее 75 лет.
Качественность образования привязана к баллам наших учащихся в Международной программе по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment-2026): пo математике должно быть не менее 480 баллов, чтению - 450, естествознанию - 490. При этом минимум три вуза страны в 2025 году должны быть представлены в Мировом рейтинге университетов “Куакарелли Саймондс”.
И так, собственно, по каждому индикатору.
Любопытны показатели, которых мы должны достигнуть в экономике. Несырьевой сектор должен давать не менее 89 триллионов тенге валовой добавленной стоимости, при этом обрабатывающая промышленность - не менее 15 триллионов. При этом несырьевой экспорт товаров и услуг должен дорасти до 41 миллиарда долларов (в 2020 году экспорт обработанных товаров в Казахстане составил только 15,4 миллиарда, данные по экспорту услуг в прошедшем году будут известны в апреле), а приток иностранных инвестиций увеличиться до 30 миллиардов (объем прямых иностранных инвестиций в первом полугодии 2020 года составил чуть больше трех миллиардов долларов, а план на 2021 год - чуть более 15 миллиардов).
Но самое интересное другое - “достижение не ниже 70-го места по показателю “Инновационный потенциал” в Глобальном индексе конкурентоспособности от Всемирного экономического форума”. Сейчас мы уже несколько лет стабильно держимся в районе 95-го места. Причем причинами столь низкого рейтинга являются неразвитость научных институтов и “невысокий уровень цитируемости научных публикаций”, низкий уровень заявок на регистрацию товарного знака и очень низкие расходы на НИОКР. Что из всего вышеперечисленного в стране изменится за ближайшие пять лет?
Еще одна интересная цель - 45 баллов по Индексу восприятия коррупции от “Трансперенси Интернешнл” (Transparency International). В поледнем рейтинге у нас 38 баллов и 94-е место, которое с нами разделили Бразилия, Эфиопия, Перу, Сербия, Шри-Ланка, Суринам и Танзания. Высший показатель этого рейтинга - 88 баллов (у Дании и Новой Зеландии). Кстати, среди постсоветского пространства в этом рейтинге нас обогнали Грузия - 56 баллов, Армения - 49 баллов и Беларусь - 47 баллов.
Вот такие амбициозные цели поставлены перед вертикалью исполнительной власти главой государства. Озвученные индикаторы позволят и общественности отслеживать справились чиновники с задачами или нет. И, кстати, помогут сделать свой выбор на очередных выборах, которые как раз состоятся в начале 2026 года.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами