Незаманчивая кухня

В рубрике Исследования - 2021-03-11

Марта Рогова
На днях в России предложили запретить рекламу фастфуда в газетах/журналах, интернете и на уличных баннерах, а на телевидении разрешить только ночью. Мы решили узнать, где и что еще запрещают рекламировать


Директор Института социальных исследований и развития гражданских инициатив РФ Максим Петунин предложил на днях ограничить рекламу “вредной еды” - фастфуда. Он попросил главу российского Минздрава полностью запретить рекламу фастфуда в печатных СМИ, интернете, на наружных уличных конструкциях, предназначенных для размещения рекламы. Рекламу же на телевидении и радио предложили ограничить с 08.00 до 23.00 часов.
Основная причина такого предложения - мнения экспертов о вреде фастфуда. Мол, во Всемирной организации здравоохранения говорят, что регулярное потребление этой пищи может привести к проблемам со здоровьем.
В России, как и в Казахстане, рестораны быстрого питания не ограничены в рекламировании себя и своей продукции. Сейчас это для них особенно актуально - в период пандемических запретов ресторанный бизнес понес огромные убытки. И даже на доставке они не смогли компенсировать снижение оборотов.
Впрочем, некоторые виды бизнеса отсутствие рекламы в СМИ мало останавливает.
В Казахстане, например, запрещено рекламировать в средствах массовой информации (а это газеты/журналы, телевидение, радио и интернет-издания): спиртную продукцию (были, правда, попытки разрешить рекламу пива, но в парламенте с этим не согласились), табачные изделия (а заодно и все товарные знаки, которые могут ассоциироваться с табачной или алкогольной продукцией). В списке табу финансовые и инвестиционные пирамиды, дома, не соответствующие классификации жилых зданий, незарегистрированные религиозные объединения и духовные организации образования, товары, не соответствующие техрегламентам, а также оружие и заменители грудного молока.
В России также запрещена реклама зонтичных брендов, а также лекарств и бадов. Алкоголь разрешен к рекламе в печатных СМИ, но только не на обложках. Не допускается демонстрация в любой рекламе процессов курения и употребления спиртных напитков. Но рекламу пива решено оставить. Правда, исключительно в виде брендов и только во время демонстрации спортивных матчей. Реклама казино и игорного бизнеса в РФ ограничена. Запрещается реклама наркотических и психотропных средств, взрывчатки, за исключением пиротехники; органов и тканей человека в качестве объектов купли-продажи.
В Штатах уже 40 лет существует запрет на рекламу на ТВ сигарет. Разрешена реклама алкогольной продукции, но потребление любого алкогольного продукта в телевизионной рекламе запрещено (например, нельзя показать актера в рекламе пива, который действительно пьет пиво).
На хорватском телевидении также нельзя рекламировать табачные изделия, но разрешен алкоголь и безрецептурные лекарства. Кстати, политическая реклама в Хорватии разрешена только в течение короткого официального периода предвыборной кампании перед выборами и только в отдельных блоках от другой рекламы. А вот в Норвегии любая политическая реклама запрещена, так же как и табак с алкоголем. В Польше к традиционным запретам прибавили ограничение рекламы букмекеров (их могут рекламировать на ТВ только по ночам).
В Германии нельзя рекламировать лекарства, продающиеся по рецепту (такой же запрет в Австрии, Франции, Швеции и Италии), и употреблять в рекламе пива слово bekommlich. Слово чаще всего используют в значении “приятный” или “легко усваиваемый”, но его можно понять и как “полезный”.
Во Франции реклама алкоголя запрещена на ТВ, но разрешена в интернете: ее можно размещать на любых сайтах, кроме молодежных и спортивных.
Интересный запрет. В Швеции, а также во Франции, Германии и Великобритании не допускается сравнительная реклама. То есть нельзя сравнивать две марки товара и утверждать, что один лучше другого.
Во многих странах ограничена реклама для детей. В Бельгии, например, она вообще запрещена, в Австрии нельзя напрямую обращаться к детям в рекламных текстах, в Италии в рекламных роликах нельзя показывать детей за едой, а в Швеции - детей, оказавшихся в опасных ситуациях.
Что же касается опыта запрета фастфуда, то аналог есть в Южной Корее. Правда, там он “временный”: на телеканалах с 17.00 до 19.00 и во время показа детских программ нельзя рекламировать еду с высоким содержанием жира, соли, сахара и кофеина, в том числе гамбургеры, вермишель быстрого приготовления, конфеты и энергетические напитки.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами