Театр начинается с детства

В рубрике Культура - 2021-03-11

Ольга Шишанова

В столичном театре “Астана Опера” уделяют огромное внимание подрастающему поколению. Помимо интересных программ для детей, которые давно стали неотъемлемой частью репертуара Камерного и Большого залов, здесь проводят детские благотворительные проекты, театральные уроки для старшеклассников, но самое главное - в театре работает детская студия

Детская студия включает в себя два отделения - хор и балет, где занимаются ребята, способные к музыке и танцу. С первого дня работы коллектив юных артистов доказал, что он - необходимое творческое звено театра.
Ну а хормейстер Алтынганым Ахметова и вовсе уверена, что детская студия - это профессиональный коллектив, где обучаются ребята с определенным набором данных, 90 процентов которых учатся в музыкальной школе и владеют нотной грамотой.
- В студию очень строгий отбор, потому что невозможно выучить оперу с ребенком, который не интонирует и не имеет слуха, то же самое касается и балета - если у поступающего нет данных, то классическим танцем ему заниматься не рекомендуют, - говорит Алтынганым Ахметова. - Методика работы с хором абсолютно одинаковая как для маленьких детей, так и для взрослых артистов. Единственная тонкость в том, что нужно знать специфику детского голоса, так как у него есть свои особенности, а также необходимо соблюдать режим работы и отдыха, чтобы дети сохраняли правильное состояние голоса.

В период карантина студия по-прежнему продолжает свою работу: детей разбили на группы до тридцати человек, занятия проводят в утренние и вечерние часы.
- У нас есть дети, которые знают весь репертуар, а ребята, пришедшие в этом сезоне, только осваивают наши постановки. Со всеми мы одинаково работаем над актерским мастерством, изучением партий для детского хора, оттачиваем мастерство в группах. На общих репетициях перед спектаклем и на самом спектакле объединяемся всем составом. Так как многие ребята учатся дистанционно, репетиции и участие в операх для них большое счастье, - подчеркивает хормейстер.
Кстати, за восемь лет работы студии ее воспитанниками стали очень яркие таланты. Здесь проходили свое обучение и выступали на высокой театральной сцене дети с прекрасно выраженными музыкальными способностями. Ребята, которые пришли в студию в 2013 году, позже при выборе профессии так или иначе связали свою жизнь с творчеством, поступив в Казахский национальный университет искусств, Казахскую национальную академию хореографии, музыкальный колледж имени Чайковского, а также в университеты Италии, Германии, Австрии и Великобритании.
- Репертуар растет каждый сезон, и для новых ребят, приходящих в наш коллектив, задач много. Сейчас дети заняты в 10 спектаклях на большой сцене и в полноценном детском спектакле в Камерном зале. Кроме того, ежегодно пополняется наш концертный репертуар. Растет и их профессиональный уровень, но для меня показатель достижений детей - не завоеванные победные места на конкурсах, а их исполнительское мастерство. Когда они вышли на сцену и отлично отработали спектакль, когда поняли руку дирижера. Или, к примеру, раньше ребенок не мог что-то сделать, а теперь у него это получается, - продолжает Алтынганым Ахметова.
К слову, ближайший спектакль в афише театра - опера Пуччини “Парижская Богема”, в ней заняты 40 детей. Особенность этой постановки заключается в том, что во втором акте сцена поднимается на пять метров и детям нужно петь с такой высоты. Это создает не только сложности с технической точки зрения, но и вызывает трудности в ансамбле: детям нужно видеть дирижера и совпадать с оркестром. А чтобы они привыкли к специфической “высотной” акустике и правильно все исполнили, с детьми репетируют более детально.
Есть в детской студии и свой режиссер - Николай Коршунов, который преподает детям актерское мастерство и сценическое движение.
- Каждый ребенок, который ходит в студию, - это индивидуальная личность, у каждого свой характер, свои интересы и предпочтения. Я стараюсь нести заряд энергии детям, сразу же задаю тон уроку, чтобы это помогало во время репетиции или разучивания мизансцен, то есть делаю все для того, чтобы дети усвоили материал. Урок строю, отталкиваясь от уже пройденного материала, всегда добавляю что-то новое, и, если вижу, что ребята не справляются с нагрузкой, какие-то элементы мы прорабатываем снова. План занятия составляем, ориентируясь на состав группы и возраст участников. Иногда ребята что-то подсказывают, вносят свои предложения, я с удовольствием поддерживаю их и даю детям возможность творчества. Станут они звездами или нет, зависит только от их решения. Для меня очень важно, чтобы ребята, приходя в детскую студию, получали хороший опыт, который помог бы им в дальнейшей жизни.
А вот работа балетной детской студии отличается от хорового направления. Девочки и мальчики здесь привыкли трудиться как в хореографическом училище. У станка они проводят несколько дней в неделю, оттачивая каждое движение. Наградой для себя они считают выход на сцену. Первым опытом учащихся балетной студии стало выступление в балете “Дон Кихот” Минкуса, который легендарный миланский театр Ла Скала представил во время гастролей в 2014 году. Позже состоялись гастроли Мариинского театра, и воспитанники студии участвовали в операх “Золото Рейна” и “Валькирия” из эпического цикла Вагнера “Кольцо нибелунга” под управлением Валерия Гергиева.
Педагог-репетитор балетного класса Амина Алиева считает, что в первую очередь ребенок должен понимать - если он не будет вкладывать все силы в занятия, то не получит никакого результата. Кроме того, важно правильно воспринимать информацию, чтобы затем работать со своим телом, не повредить мышцы, связки.
- В балете многое зависит от дисциплины, ее мы требуем от детей, так же как и соблюдения опрятного внешнего вида. Педагог с первых дней контролирует посещение ребят, их опоздания, за все это идет спрос с ребенка. Зато наши воспитанники бывают задействованы в спектаклях на большой сцене, от чего получают огромное удовольствие, и, конечно же, в концертах, где участвуют только дети, - в основном репертуаре театра, - заключает она.

Автор благодарит за помощь в работе над материалом главного специалиста пресс-службы театра “Астана Опера” Екатерину Романову.

Нур-Султан

Поделиться