Все дороги ведут к терминалу

В рубрике Исследования - 2020-09-24

Ботагоз Искакова

Почти половина всех дорог страны станут платными до конца 2024 года. Их протяженность увеличится с 682 до 11 тысяч километров. Пока введение платности не приводит к окупаемости этих проектов, а потому они требуют дотаций из государственного бюджета. Автовладельцам, которым из-за этих мер приходится платить “трехкратный” налог, придется лишь уповать на повышение комфорта и снижение износа транспортных средств в противовес езде по некачественным магистралям

На протяжении нескольких лет единственной платной дорогой в Казахстане была трасса Нур-Султан - Щучинск. Затем к ней примкнули три платных участка Нур-Султан - Темиртау, Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай, в результате чего протяженность платных трасс возросла до 682 километров.
Причем по итогам прошлого года сборы от взимания платы составили 5,4 миллиарда тенге. Самой прибыльной для госказны стала трасса Нур-Султан - Темиртау, благодаря которой она пополнилась на 1,7 миллиарда тенге, на втором месте Нур-Султан - Щучинск - 1,7 миллиарда тенге. Затем следуют Алматы - Хоргос - 988 миллионов тенге и Алматы - Капшагай - 972 миллиона тенге.
Как недавно в ходе онлайн-конференции сообщил глава “ЋазАвтоЖол” Улан Алипов, поэтапно число платных автодорог в Казахстане будет увеличиваться. Их число доведут до 11 тысяч километров, что составляет около 45 процентов от всех дорог страны.
Собираемых средств едва хватает на содержание дорог. По словам главы нацкомпании, этих сумм недостаточно на закуп техники для расчистки дорог. На их ремонт выделяют средства из государственного бюджета, да и то в недостаточном количестве. В 2020 году на содержание автодорог республиканского значения предусмотрено 26,6 миллиарда тенге, или 62 процента от норматива потребности (норматив составляет 43 миллиарда).
Тем не менее, похоже, этот вариант пришелся по душе госуправленцам, и эту практику они решили расширить. Так, со следующего года за проезд придется платить на 13 трассах, в числе которых Уральск - граница России (Саратов), Капшагай - Талдыкорган, Тараз - Кайнар, Кызылорда - Шымкент - Тараз, Шымкент - граница Узбекистана, граница России (Оренбург) - Актобе - Кызылорда, Актобе - Уральск - граница России (Самара), Павлодар - граница России (Омск), Нур-Султан - Костанай - граница России (Троицк), Актау - Бейнеу, Атырау - Доссор - Бейнеу - Акжигит - граница Узбекистана, Нур-Султан - Павлодар, Павлодар - Семей - Калбатау.
В 2022 году этот список будет пополнен в пяти направлениях (Петропавловск - граница России (Курган), Темиртау - Караганда (обход Караганды), Щучинск - Зеренда, Таскескен - Бахты, Жетыбай - Жанаозен).
В 2023-м оплату будут взимать за проезд по трассам Курты - Бурылбайтал, Ушарал - Достык, Карабутак - Рудный - Костанай, Узынагаш - Отар.
В 2024-м предполагается распространить этот опыт на трассах Караганда - Балхаш, Балхаш - Бурылбайтал, Курты - Капшагай, Талдыкорган - Усть-Каменогорск, Калбатау - Майкапшагай, Мерке - Бурылбайтал, Атырау - Уральск, Актобе - Кандыагаш - Макат - Доссор, Атырау - граница России (Астрахань), Подстепное - Федоровка - граница России.
Оплата за проезд дифференцирована и зависит от габаритов транспортных средств, но по усредненным показателям средняя стоимость за пользование трассами первой категории для легковых автомобилей составляет один тенге за один километр, для большегрузов - от пяти до 25 тенге.
Для тех, кто не в состоянии платить за проезд по этим автодорогам, по закону есть альтернативные пути.
Для автомобилей, зарегистрированных в прилегающих к платной дороге районах, действует годовой абонемент. Если же нет возможности платить за проезд, на действующих участках в рамках гибридной системы взимания платы предусмотрена оплата по базовой ставке при наличии предоплаты. На новых участках с открытой системой взимания платы будет предусмотрено, что при отсутствии денег на счету, то есть отсутствии предоплаты, будет начисляться оплата по дифференцированным ставкам.
Как ни парадоксально, качественные трассы не приводят к снижению числа ДТП, так как при улучшении состояния дорожного покрытия водители часто нарушают правила дорожного движения при соблюдении скоростного режима.
Только в прошлом году из-за превышения скорости произошло 33,6 процента всех аварий, зарегистрированных в Казахстане. Из-за выезда на полосу встречного движения - 14,1 процента, еще 9,5 процента случаев составляют происшествия, когда водитель не справился с рулевым управлением, а восемь процентов ДТП происходит из-за несоблюдения дистанции.
Среди причин аварий также указывают переутомление водителей, управление транспортом в нетрезвом состоянии и неисправность автомобиля.
А потому, увы, по расчетам Всемирной организации здравоохранения, в нашей стране показатель смертности в авариях из расчета на 100 тысяч автотранспортных средств составляет 71,8 случая.
Еще одной причиной ДТП является выход домашнего скота и диких животных на проезжую часть. Для обеспечения безопасности на четырех платных участках установлены ограждения общей протяженностью более 400 000 погонных метров, но их банально воруют. На участке Нур-Султан - Темиртау украли около пяти тысяч метров ограждения.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами