Идите в баню

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-03-12

Марта Рогова

Спустя год после того, как “наконец-то появился первый коронавирусный больной”, крупнейшие города страны вновь вошли в красную зону. Правда, теперь нет тотального локдауна. Более того, красная зона столицы радикально отличается от красной зоны Алматы. И где логика этих отличий, да и в принципе многих запретов, не понятно

Нур-Султан и Алматы вошли в красную зону по числу заболевающих COVID-19 одновременно - сразу после празднования 8 Марта (чем очень напомнили постновогоднюю ситуацию). Но, что любопытно, покраснели два города одновременно, а вот карантинные правила жизни в них очень отличаются.
В столице ТРЦ, торговым домам и торговым центрам разрешили работать в штатном режиме (с ограничением по числу посетителей, разумеется), а в Алматы ввели ограничения: ТРЦ, торговые дома, торговые сети и крытые рынки (продуктовые и непродуктовые) не могут работать по выходным. Открытым рынкам (продуктовым и нет) нельзя работать в воскресенье.
Но при этом супермаркеты, гипермаркеты могут работать каждый день до двух ночи.
Возможно, санитарные врачи не очень разбираются в торговле, если они разрешили работать супермаркетам, но запретили торговым сетям. А ведь именно с сетями у акимата города договор о продаже удешевленных социально значимых товаров питания, а не с магазинами у дома, которым разрешено торговать в любое время. И как быть с продовольственными рынками, которые и крытые, и на свежем воздухе не смогут продавать более дешевую, чем в гипермаркетах, продукцию? Или в гипермаркетах у касс народа по выходным дням меньше, чем на Зеленом базаре?
А вот еще один интересный пунктик - бани. Жителям Нур-Султана в выходные дни можно сходить в сауну, а алматинцам - только в общественную баню. То есть в переполненной общественной бане, по мнению главного санврача города, алматинцам мыться безопаснее, чем в частной сауне, которая явно дороже билета в баню. Да и в рабочие дни сауны, СПА-центры и бассейны в Алматы разрешены только “участникам программы Ashyq по предварительной записи”, но при этом спорткомплексы, спортивно-оздоровительные центры и фитнес-центры (где есть и сауны, и бассейны) могут работать в рабочие дни хоть круглосуточно.
Вообще, складывается ощущение, что бизнес просто насильно втягивают в пилотный проект Ashyq. Мол, хочешь работать - участвуй.
В Нур-Султане взамен участия разрешат открыться боулингам и компьютерным клубам, а бассейнам - работать в выходные. В Алматы в обмен на участие в Ashyq откроют не только боулинги и компьютерные клубы, но и бильярдные.
То есть в алматинской красной зоне мало что негде будет купить недорогих продуктов питания, так еще и чтобы отдохнуть и искупаться не в переполненной общественной бане придется сдавать анализ ПЦР. Ведь без этого (а анализ должен быть не сильно старый) гражданин просто не сможет отразиться в системе: Ashyq - это не более чем единая база ПЦР на смартфонах, которая будет делить людей на “желтый” (контактный с COVID-19), “красный” (с положительным результатом на COVID-19) и “зеленый” (здоровый) статусы.
На практике это будет выглядеть так: нет анализа, не сможешь попасть на объект. Хочешь искупаться в бассейне - иди сдавай ПЦР. А он, на секундочку, стоит сейчас 6,5 тысячи тенге. И действует, кстати, трое суток (недаром “возраст” справки о чистоте ПЦР всегда требуется не старше 72 часов).
В общем, очень странно проходит очередной “красный” период для столицы и Алматы. Странно потому, что зона цвета такого же, а вот условия жизни в ней разные.
И явно в невыгодной позиции оказываются как потребители, ограниченные в получении товаров и услуг, так и сам бизнес. Который, кстати, будут активно проверять товарищи из акимата. А что такое “внеплановые проверки” и чем они заканчиваются для обеих сторон, хорошо известно: ведь даже в самый жесткий карантин находились “работающие объекты”. Правда, налоги в тот период они платили далеко не в бюджет.

Торгово-развлекательный центр - торговый объект, представленный множеством субъектов внутренней торговли, со смешанным ассортиментом от двадцати пяти тысяч и более наименований (единиц), включающим товары, услуги общественного питания и развлечений (фуд-корт, салоны красоты, развлечения, кинотеатры), входит или не входит в торговые сети, имеет площадку для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории. Торговый центр - торговый объект, представленный множеством субъектов внутренней торговли, со смешанным ассортиментом, объем ассортимента от двадцати пяти тысяч и более наименований (единиц), входит или не входит в торговые сети, имеет площадку для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории. Торговый дом - капитальное стационарное строение, в котором расположена совокупность торговых объектов и объектов общественного питания, управляемых как единое целое, предназначенное для торговой деятельности и обеспеченное торговыми, административно-бытовыми и складскими помещениями и площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами