Сокровища тайной войны

В рубрике Исследования - 2021-03-16

В погоне за секретами

В ХХ веке объектом промышленного шпионажа была в первую очередь передовая военная техника, прежде всего авиационная. Это сегодня пристальный интерес вызывают биотехнологии, программные продукты и коды к ним, а в те годы самолет и ракета олицетворяли собой самые грозные средства нападения. Истории о том, каким образом тот или иной образец секретной техники попал в руки противника, заслуживают не одного романа

Дипломатическими
методами
В 1939 году, после гражданской войны в Испании, руководство СССР осознало, что отечественная авиатехника серьезно уступает самолетам Германии, наиболее вероятного противника. После череды рекордов на дальность перелетов, успехов полярной авиации, популярности летного дела сложившаяся ситуация была крайне неожиданной. Сразу предприняли чрезвычайные меры. Резко ускорили все разработки новых боевых самолетов. Конструкторские бюро, в том числе и малочисленные, получили карт-бланш на создание истребителей, самолетов, в которых страна нуждалась в первую очередь. Но была еще одна возможность, которую реализовали и о которой сегодня мало помнят. Воспользовавшись заключенным с фашистской Германией пактом о ненападении, СССР направил на заводы Третьего рейха большую делегацию специалистов Минавиапрома во главе с молодым конструктором Яковлевым. Делегация не теряла времени даром, она изучила состояние авиазаводов Германии, составила перечень необходимых видов оборудования и заключила контракты на их поставку, но главное, оперативно закупила самые современные образцы самолетов, стоявших на вооружении немецких ВВС. “Мессершмиты-109”, “Хейнкели-111” и “Юнкерсы-88”, “Дорнье-217”, “Фокке-Вульф-189” - все, с чем встретились советские армия и флот через короткое время. Авиатехнику будущего противника изучили досконально. Война в воздухе очень тяжело сложилась для нас в начале войны. Но трудно себе представить еще больший масштаб потерь и поражений, если мы были бы в полном неведении о потенциале фашистов. Историки расходятся во мнении, почему германские руководители дали возможность нашим спецам подробно изучить их авиацию. Возможно, Гитлер был настолько уверен в превосходстве Люфтваффе, что не видел угрозы в том, что Советы узнают поближе их мощь. Все равно, считал он, создать что-либо сопоставимое их отсталая промышленность неспособна.
Еще одной ареной соперничества в период Второй мировой войны стала борьба за обладание радиолокационными технологиями. Радар определил успех и морских сражений, и схваток в воздухе. Считается, что битву за Англию, трехмесячную воздушную операцию Люфтваффе, британцы выиграли благодаря широкому применению радаров в системе ПВО страны. Серьезные потери понес японский флот, столкнувшись с оснащенными радарами американскими кораблями. Однако спустя короткое время державы Оси (Германия, Италия, Япония) получили образцы секретного оборудования со сбитых самолетов союзников. Сердце радара, так называемый магнетрон, не разрушался при падении и мог быть изучен специалистами. Далее уже все зависело от уровня промышленной технологии, способности скопировать образец. Это было дело очень непростое, советская промышленность начала выпуск радиолокаторов сопоставимого уровня с союзниками только после войны. До этого они шли к нам по ленд-лизу.
Также сразу после войны советская сторона провела операцию, обеспечившую авиации выживание и боеспособность в начинавшейся уже холодной войне. Мы смогли официально закупить в Великобритании несколько десятков реактивных двигателей “Нин” и “Дервент”, документацию для их производства, соответствующее оборудование, даже некоторые материалы - специальные жаропрочные сплавы. Мне неизвестно что-либо аналогичное по масштабам закупки стратегической технологии в отношениях со странами Запада. Это дало возможность прославленным МиГ-15, Ту-16 и Ил-28 защищать свою страну и наших друзей на всех континентах. А позднее, освоив необходимые технологии, запустить в серию уже собственные двигатели. Решение Кабинета Эттли пойти на сделку с СССР подверглось жесткой критике из США. Но у британцев был свой резон, за счет нее они смогли профинансировать программу создания независимого ядерного потенциала. Баланс интересов налицо.

МиГ-21 

От сделок
к трофеям
Впрочем, скоро цивилизованные способы получить доступ к технологическим секретам ушли в прошлое, участники глобального противостояния установили непроходимые барьеры на этом пути. Остались возможности, предоставляемые локальными конфликтами, как тогда говорили, “горячими точками”.
Академик Евгений Федосов рассказал, как к нам попала американская ракета класса “воздух-воздух” “Сайдуиндер”. “Ракету эту создали для самолетов ВМФ и продали Тайваню вместе с самолетами F-105, которые поступили на вооружение этой страны. Когда возник конфликт между Китаем и Тайванем в Тонкинском проливе из-за лежащих в нем островов, он перерос в военные столкновения F-105 с китайскими истребителями - нашими МиГ-17, стоявшими на вооружении Китая. И вот в этих столкновениях впервые в истории применили ракету класса “воздух-воздух”. Сбили несколько китайских истребителей, но некоторые ракеты не взорвались и упали на территорию Китая. Так “Сайдуиндер” попал в НИИ-2, в мой отдел. Это очень интересная в инженерном плане ракета, имеющая целый ряд поистине гениальных решений, найденных одним человеком по фамилии Макклин, он работал в исследовательском центре Военно-морских сил США.
Нам поставили задачу скопировать эту ракету - один к одному, ничего не меняя. Мы это сделали, и появилась советская ракета К-13, которая поступила на вооружение МиГ-21. Она широко продавалась и поставлялась, в частности, в Египет, Сирию. Мы не только скопировали “Сайдуиндер”, но и по ряду параметров улучшили его. Для нас эта ракета стала хорошей школой, которая позволила понять философию и технологию американской техники”.

F-5 Tiger 

Война во Вьетнаме принесла нашим разработчикам новую пищу для ума. Советским военным удалось получить вертолеты “Кобра” и “Ирокез”. Вершиной гонки за трофеями стал американский истребитель F-5 Tiger. В 1976 году истребитель был доставлен на летную базу под Ахтубинском (Астраханская область). Тестовые полеты потрясли участников. Летчик-испытатель Владимир Кондауров, которому поручили проверить американца, вспоминает: “После определения основных летно-технических характеристик мы приступили к сравнительным воздушным боям. Я воевал на своем “родном” МиГ-21, а Николай Стогов - на F-5. Ближний маневренный бой начинался в равных условиях на встречных курсах. Все полеты заканчивались с одним результатом - МиГ-21 проигрывал, хотя и имел значительно большую тяговооруженность. Честно говоря, я и сам был в некоторой растерянности, хотя, полетав на F-5, понял, что это “курочка с яйцом”. Тогда представители фирмы Микояна предложили:
- Давайте выставим против него МиГ-23М.
- Но их же нельзя сравнивать, они созданы в разные “исторические” времена, - возразил начальник нашего НИИ.
- Зато мы ему такого перца всыплем, - высказался заместитель главного конструктора МиГ-23М, в предвкушении реванша потирая руки.
Перца, конечно, всыпали, только сами себе. Результат оказался тот же, с той лишь разницей, что агония продлилась до четырех-пяти минут”.

Разведчик Lockheed D-21 

Стало ясно, что подобные испытания имеют огромное значение для выявления реальных характеристик техники, стоящей на вооружении НАТО, и выработки методов противодействия им. Важно было добыть технические новинки вероятного противника. Впрочем, иногда везло, секретные образцы сваливались прямо на голову. В 1969 году поблизости от космодрома Байконур рухнул беспилотный разведчик США Lockheed D-21B. Выполняя полет нал Китаем, аппарат пролетел над ядерным полигоном Лобнор, затем потерял управление и летел до выработки топлива. Сведения об электронно-оптических системах беспилотника, думаю, оказались совсем не лишними для наших специалистов.
Во время конфликта на Балканах, в 1999 году, сербская ПВО при помощи зенитно-ракетного комплекса С-125 смогла сбить бомбардировщик-невидимку F-117. Большая часть остатков сбитого бомбардировщика хранится в музее авиации недалеко от белградского аэропорта. Что касается электронного оборудования, то неофициально считается, что его большую часть продали России и Китаю для тестирования прототипов самолетов с пониженной заметностью.
Совсем скоро, в апреле 2001 года, Китай получил собственную возможность ознакомиться с секретами американцев. Самолет радиоразведки EP-3E Arries-2 ВМС США совершал маневры в непосредственной близости от китайского острова Хайнань. Вылетевшая наперехват пара истребителей J-8 пыталась вытеснить американца, в итоге произошло столкновение, один из истребителей упал в море, летчик погиб, а разведчик совершил вынужденную посадку на Хайнане. Экипажу удалось лишь частично уничтожить секретные материалы, и то, что попало в руки китайцев, включало криптографические ключи, руководства по радиоэлектронной разведке и имена сотрудников Агентства национальной безопасности. Некоторые из захваченных компьютеров содержали подробную информацию из Северной Кореи, России, Вьетнама, и других стран. Самолет также нес информацию о параметрах локаторов радарных систем США и их союзников. Через десять суток экипаж отпустили, а самолет подвергли детальной разборке и тщательному изучению. Его компоненты 3 июля 2001 года двумя самолетами “Руслан” возвратили в США.

F-117 

Операции века
Советская военная техника представляла для наших оппонентов не меньший интерес. В историю вошли две масштабные операции, цель которых изначально была получение образцов боевой техники и систем, обеспечивающих ее функционирование.
Первая из них - “Пенициллин” - угон истребителя МиГ-21, осуществленная израильскими спецслужбами. С 1961 года Москва начала поставлять МиГ-21 арабским странам. К 1963 году истребители этого типа входили в состав воздушных сил Сирии, Египта и Ирака. Командующий израильскими ВВС генерал Эзер Вейцман обратился к шефу разведки “Моссад” Меиру Амиту с просьбой рассмотреть возможность угона этого новейшего по тем временам самолета. Израильтяне сделали ставку на иракского пилота МиГ-21 ассирийского происхождения. В то время начались гонения на ассирийское население Ирака. Условием сделки были гарантии по вывозу семьи пилота. Убедившись в том, что семья в безопасности, пилот по имени Мунир Редфа 15 августа 1966 года, взлетев на МиГе, покинул воздушное пространство Ирака и приземлился в Израиле. За это он получил полмиллиона британских фунтов. Самолет изучили в Израиле, а затем направили в США для ознакомления. Впоследствии самолет возвратили Израилю, где он сейчас выставлен в музее ВВС Израиля. Знакомство с летно-тактическими характеристиками самолета оказало Израилю большую помощь в ходе боевых действий Шестидневной войны.
В 1976 году советский летчик Виктор Беленко тоже угнал свой МиГ-25П в Японию, заставив срочно менять систему опознавания “свой-чужой” на всей боевой авиации СССР. В сети много информации об этом инциденте, желающие могут ознакомиться.

Подлодка К-129 

Azorian - кодовое название секретной операции, проведенной в 1974 году американцами по подъему советской атомной подводной лодки К-129, погибшей в марте 1968 года в срединной части Тихого океана. Причина гибели подлодки до сих пор не ясна. Проведя поисковые работы, командование советского ВМС засекретило судьбу лодки. Американцы построили специальное судно “Гломар Эксплорер” способное точно позиционироваться и проводить сверхглубокие работы на глубинах свыше пяти тысяч метров. О результатах операции мы можем судить лишь частично, по ограниченной информации, обнародованной американскими властями в феврале 1975 года. Было сказано, что подняли носовую секцию лодки, две торпеды с ядерными боевыми частями, другое оборудование. Баллистические ракеты, кодовые книги и шифры остались на дне. Где здесь истина - неизвестно. По заявлениям представителей ВМС США, тела шести советских моряков, обнаруженные в поднятых отсеках, с воинскими почестями погребли в море. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Президенту России Борису Ельцину видеопленку с записью церемонии похорон, во время которой исполняли гимн СССР. В 2011 году Главное управление глубоководных исследований Минобороны РФ проводило исследования на месте гибели подлодки. Информации о содержании и результатах этих работ нет.

ЗРК “Панцирь” 

 

Размеры статьи не позволяют подробно рассказать о других, не менее захватывающих историях из практики военного и технологического шпионажа. Важно знать, что эти процессы идут неостановимо. После ракетного обстрела Дамаска в 2018 году невзорвавшиеся американские крылатые ракеты “Томагавк” доставили в Россию. Совсем недавно прошла информация о том, что российский зенитно-ракетный комплекс “Панцирь” переправили из воюющей Ливии в США. Стали активно применять средства кибервойны, идет сбор информации обо всех нюансах технологии, производства и испытаний новых вооружений. Проводят активные акции, когда заранее уничтожают тех, кто только на полпути к цели, как это было с иранским ядерщиком Фахризаде. Мир не становится безопаснее.

Нурлан Аселкан,
главный редактор журнала “Космические исследования и технологии”,
специально для “НП”

Поделиться
Следуйте за нами