С тысячью сражаясь, как один

В рубрике Культура - 2021-03-16

Ольга Шишанова

В Жезказганском казахском музыкально-драматическом театре имени Кожамкулова состоялась премьера спектакля “Есть ли яд, мною не испитый?” писателя-драматурга Иранбека Оразбаева, посвященный 175-летию великого Абая. Режиссером-постановщиком драмы выступил Темиржан Жанботаев

В спектакле с большой достоверностью передана картина душевной боли Абая, который вместе со своим народом, оплакивая его горести и печали, “вырос в ухабистом месте, с тысячью сражаясь один”. Это было показано через сложные взаимоотношения между Абаем и Кунанбаем, отцом и сыном. Кроме того, потомки и будущие поколения затрагивают такие сложные вопросы, как бесконечное противостояние белого и черного, добра и зла.
При этом надо отметить, что режиссер Темиржан Досжанович постоянно находится в творческом поиске и в каждую незначительную вещь вкладывает огромный смысл, вот и в этом спектакле четко прослеживается его характерный почерк, его собственное “Я” как режиссера. Причем это ярко выражено не только в виртуозной игре актеров, но и в режиссерском решении, декорациях спектакля, сочетании музыки самого Абая и световых эффектов.

Более того, режиссер сумел подобрать достойных актеров, которые соответствуют всестороннему раскрытию образов героев. Так, в спектакле, где помимо всего прочего описывают два периода из жизни великого поэта, с одной стороны, мы видим стремление актера Нуржана Бейсбекова, который смог художественно передать становление характера молодого и горячего, противостоящего насилию Абая. А с другой - это опытный актер Серик Булгакбаев в образе трагического Абая, который одновременно видит радости и печали, выписанные судьбой, пьет “не воду в реке жизни, а яд, ища покой своей израненной души”. И оба этих образа получились яркими и запоминающимися.
Кроме них это и довольный своей властью Кунанбай, думающий только о себе Оразбай, мрачный от злодеяний и с почерневшей душой Кунту, желающая примирить отца и сына Нурганым, с нежным сердцем и чистой душой Айгерим, старающиеся облегчить душевную боль Абая, боровшиеся за свою любовь Олжабай и Хадиша и, наконец, переживающий за родных Акылбай. Актеры сумели не только полностью передать реалии того времени, но и раскрыть характеры своих героев.
Однако, как признает сам режиссер, понять ему такого сложного человека, как Абай, было не так-то просто. Тем не менее каждый зритель по-своему будет размышлять над постановкой, которая излучает свет со сцены и питает мысли, постигая оценку своего отношения к миру в свете той напряженности, которая сегодня особенно актуальна в условиях современности и разных геополитических интересов.

- Тема Абая - сложная, и я неслучайно обратился к ней. Прочитал много разных произведений о мыслителе, но ни одно из них не пришлось по душе. Только эта пьеса запала в сердце. Несколько раз ее перечитывал, пробовал переосмыслить, потом решил рискнуть. Во-первых, хотел еще раз обратить внимание зрителей на философию и трагедию Абая посредством постановки спектакля к 175-летию Великого поэта. Во-вторых, хотел поставить “своего Абая”, совершенно не похожего на других. Мы говорим, что Абай - философ, гений с глубоким талантом и высоким интеллектом. Однако он такой же человек, как и все мы, из плоти и крови. Душа великих людей сложна, но при этом я хотел показать, что, живя простой жизнью, он опередил свое время своими прогрессивными мыслями, да так, что не только чужие ему люди, даже близкие и родные не смогли полностью понять его душу. И не могу сказать, что сейчас понимают до конца. Также я хотел показать трагедию Абая, который всю свою жизнь боролся с невежеством, пережитками прошлого, угнетающими казахов, и не смог победить их. Я показал это через шанырак, установленный в центре сцены. Каждый пытается его поднять, каждый пытается иметь в руках власть, но никто из них - ни Оразбай, ни Кунту, ни другие - не смог это сделать. Ведь до сих пор тянется это противостояние, борьба белого и черного, добра и зла. И, кажется, я достиг своей цели. Было очень трудно, артисты измучились, но все же смогли “вытащить” спектакль. И сегодня я выражаю огромную благодарность и артистам, и всем сотрудникам театра, которые помогали мне в постановке этого спектакля, - поделился своими мыслями режиссер Темиржан Жанботаев.
А вот что на это ответил писатель-драматург Иран-Гайып:
- Эта пьеса была написана более 40 лет назад. Побывала в Москве к 150-летию Абая. Была поставлена во многих театрах республики. Но представленный сегодня театром имени Кожамкулова спектакль меня особенно взволновал. Я видел разных Кунанбаев на сцене, и все создавали его жестокосердным. Но, по моему мнению, у Кунанбая все же есть сердце и он тоже переживает за своего сына. И сегодня я увидел именно такой образ в исполнении актера Бакытжана Ибраева. Так что я уверен - такие как Темиржан Жанботаев поведут к новым высотам казахское театральное искусство, потому что именно он не только смог вместить в шанырак глубокий смысл, но и высоко поднять его.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами