В кошелек без посредников

В рубрике Исследования - 2021-03-18

Алла Иванилова

В Казахстане с 2022 года внедрят социальный кошелек. Это альтернатива банковской карте, и прежде всего ноу-хау предназначено для получения социальных выплат

Чиновники занимаются оцифровкой процедуры назначения пенсий и пособий, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 39. Для оптимизации получения госуслуг, оказываемых Минтруда населению, внедрят социальный кошелек гражданина в привязке к ИИН. Выплаты на него будут поступать из республиканского и местных бюджетов, ГФСС и ЕНПФ. В дальнейшем социальный кошелек интегрируют с национальной товаропроводящей системой. Сейчас этот вопрос прорабатывает Национальный банк РК совместно с министерствами торговли и интеграции; цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности; труда и социальной защиты.
Внедрение социального кошелька предоставит казахстанцам альтернативу использования банковских карт и позволит защитить начисленные на него средства от взысканий со стороны банков, коллекторов и налоговых органов в соответствии с Законом “О платежах и платежных системах”. Преимущество социального кошелька в том, что он будет открыт по ИИН каждому казахстанцу в системе Национального банка. То есть все средства по социальным выплатам будут поступать без каких-либо посредников. Однако уход от банков не должен повлечь за собой нарушение безопасности счетов. Скорее, наоборот. Предполагается использовать электронные деньги Нацбанка. Таким образом, на сохранность счетов не повлияет банкротство той или иной банковской системы.
Отпадет необходимость постоянно посещать банки второго уровня для открытия счета или обновления банковской карты (каждые три года). Это также позволит проактивно начислять социальные выплаты.
Когда в стране заговорили о таком новшестве, многие были против, опасаясь, что у получателей пособий не будет альтернативы - только электронные деньги. Однако вице-министр труда и социальной защиты населения Ербол Оспанов уточнил: “Гражданам будет предоставлена возможность выбора, куда им начислять социальные выплаты и пособия: на социальный кошелек электронными деньгами или обычным способом на банковскую карту. С социального кошелька можно будет перевести свои средства на банковскую карту и пользоваться ей как обычно либо обналичить”.
Как отмечают в ведомстве, социальный кошелек как банковский платежный инструмент будет соответствовать всем требованиям безопасности. В первую очередь со стороны пользователя будет производится двухфакторная аутентификация. Защиту персональных данных обеспечат на уровне хранения, обработки. Все имеющиеся действующие требования к банкам второго уровня и электронным платежным системам будет обеспечивать социальный кошелек. Он будет работать как мобильное приложение, можно будет видеть баланс, проводить денежные операции, открывать банковский счет, переводить деньги, пополнять карту, приобретать товары и услуги через QR-код. С кошелька можно будет производить оплату онлайн (к примеру, за коммунальные услуги, телефон), а можно привязать его к банковской карте. Разработчики этого проекта отмечают, что казахстанцы не почувствуют никаких барьеров при использовании социального кошелька, в том числе по обналичиванию средств.
Разработкой социального продукта, который предназначен прежде всего для получателей государственных пособий, занимаются с 2020 года. Внедрить цифровой кошелек планировали в 2021 году, но, несмотря на недовольство некоторых казахстанцев, новшество не отменили, а отложили до 2022 года. На первом этапе переводить на него планируют тех, кто получает АСП, а после удачного тестирования и все другие социальные выплаты.
Еще одна цель внедрения инновации в том, чтобы проследить целевое использование бюджетных ресурсов, выделяемых гражданам на социальную помощь, с одной стороны, и их “возврат” в виде скрытой поддержки отечественным товаропроизводителям - с другой. То есть цифровой кошелек предназначен для оплаты за социально значимые товары, работы или услуги, которые реализует бизнес. Механизм НТС (национальная товаропроводящая система) заключается в том, чтобы эффективно и быстро доставить продукцию до покупателя, что называется, “от поля до прилавка”. Эффект, который получает при этом потребитель, - товар без лишних накруток и в лучшем качестве. При этом граждане, получающие соцпомощь, смогут через специальную систему безналичного расчета покупать отечественные товары, фактически напрямую отправляя деньги фермерам. Так, стыкуя взаимовыгодный интерес друг к другу производителя и потребителя, через НТС будет замыкаться своеобразный круг товаро-денежного оборота.
Задумка, в принципе, впечатляет. Но возникает немало сомнений. Зачем вводить электронные деньги и кошельки при неидеальной системе информатизации? Во многих селах до сих пор нет интернета. К тому же в последнее время развелось немало мошенников. В общем, пока социальный электронный кошелек представляется чем-то виртуальным.
Более того, в скором времени в Казахстане появится новый документ - социальный кодекс. Сегодня социальная сфера регулируется большим количеством НПА: 17 законами, более 100 подзаконными актами. Для оптимизации нормативной базы и разработают новый кодекс. Его проект планируют представить до конца 2021 года.

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами