Бумажный экспорт

В рубрике Исследования - 2021-03-19

Ольга Шишанова
Депутаты Мажилиса Парламента РК недоумевают, благодаря чему республика в ближайшее время сможет экспортировать нефтехимическую продукцию, как это заявили чиновники на очередном заседании правительства. Свой запрос мажилисмены адресовали заместителю Премьер-Министра РК Роману Скляру

По большому счету, вопрос, заданный депутатами, вполне правомерен.
Потому что, во-первых, запад Казахстана давно должен был бы стать, не дожидаясь указаний “сверху”, не только центром притяжения инвестиций в строительство нефтехимических комплексов, но и ядром развития нефтехимии и газопереработки высоких переделов. И сегодня этот вопрос стоит особенно остро, так как в рамках выполнения своих обязательств по Парижскому соглашению многие страны с целью противодействия изменению климата в своем развитии взяли курс на максимальное снижение потребления ископаемого топлива, в том числе нефти.
Для Казахстана этот вопрос также актуален, поскольку “именно экспорт нефти является основным источником доходов государства, а ее добыча обеспечивает занятость населения”. Очевидно, что экспорт продукции нефтегазохимической промышленности, как минимум, мог бы возместить потери государства от экспорта нефти, а ее производство - компенсировать возможные потери рабочих мест на нефтедобыче.
Во-вторых, созданная еще в 2007 году СЭЗ НИНТ (специальная экономическая зона “Национальный индустриальный нефтехимический технопарк”), несмотря на предоставляемые вот уже в течение 13 лет налоговые и таможенные льготы, несмотря на вкладываемые государством и инвесторами средства, не дает сколько-нибудь ощутимых результатов от своей деятельности в виде экспортных доходов от выпускаемой продукции.
А значит, вопрос создания нефтехимических комплексов и газопереработки высоких переделов в республике, по словам депутатов, “идет не слишком удовлетворительно”. И потому такие прогнозы, как рост поступлений от экспорта нефтегазохимической продукции в 2025 году до одного миллиарда, а в 2030 году - до трех миллиардов долларов, “представляются чересчур оптимистичными”.
В самом деле, первый крупный завод по выпуску полипропилена планируют запустить в конце 2021 года, тогда как завод по выпуску того же полиэтилена - только в 2026 году. И это при том, что уже сегодня спрос на полиэтилен в мире превышает предложение. Однако даже в реальности этих сроков намечаемого выпуска полиэтилена в 2026 году есть сомнения, так как не то что проекта, утверждают депутаты, даже задания на проектирование выпускаемого комплекса до сих пор нет.
Еще большие сомнения вызывает своевременная реализация проекта по производству циклогексана, который, к слову, должен быть завершен в 2022 году, поскольку сегодня - спустя четыре года (!) после якобы начала реализации проекта - обнаружилось, что нет даже его технико-экономического обоснования.
Так что и правда, не совсем понятно, на чем основываются оптимистические прогнозы по повышению казахстанского экспорта нефтегазохимической продукции в ближайшие годы. На основе долгосрочных контрактов по сбыту продукции или на основе запланированных на бумаге намерений по выпуску? А главное, почему, несмотря на многолетние налоговые преференции и привлекаемые инвестиции, до сих пор нет ощутимых результатов от деятельности вышеупомянутой СЭЗ НИНТ?

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами