ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КОСМОНАВТИКА

В рубрике Анонсированные материалы - 2021-03-26

От престижа к цели

Когда мы говорим о космических проектах, полетах к иным мирам, мы порой забываем о самом простом, имеющем право на жизнь вопросе: зачем все это? Какую пользу приносят такие масштабные затраты? Есть ли смысл во всем этом? Попробуем разобраться

Космонавтика родилась побочным продуктом, когда наша, тогда еще единая страна, Советский Союз, решала проблему создания средств доставки ядерного оружия. Чтобы обеспечить безопасность, было недостаточно иметь ядерную бомбу, надо было иметь возможность направить ее на территорию вероятного противника, США. Американцы, окружившие СССР цепью своих баз, такой проблемы не имели. Необходимо было нетривиальное решение. И его нашли - баллистическая ракета Р-7, созданная КБ, возглавляемым Сергеем Королевым, могла донести до Америки боеголовку массой в несколько тонн. Ну а если ядерная война откладывалась, то грешно было не использовать возможности ракеты для вывода на орбиту первого искусственного спутника, что и осуществили 4 октября 1957 года. Сейчас, когда общепризнанно значение выхода в космос, кажется, что все это было частью огромного плана. Однако Королеву и его соратникам пришлось долго убеждать военных и политическое руководство СССР в необходимости выделить ракету для экспериментального, как тогда считалось, полета искусственного спутника. То, что произошло потом, было шоком для всех. Советский Союз первым в мире вышел в космос. Страна сделала это, как объявили, благодаря самому передовому строю - социализму. Хрущев и ЦК КПСС, еще вчера морщившиеся от предложений Королева, внезапно осознали, какой идеологический козырь они получили. Заодно очень просто, в доступной форме руководству и населению стран НАТО продемонстрировали, что их неуязвимость в прошлом. Так оформились две составляющие космонавтики, которые сопровождают ее и поныне, - политический престиж и реальная польза, в этом случае для обороноспособности страны.

Америка
принимает вызов
В США все двигалось медленнее. Военные не были озабочены выживанием своего государства, авиация и ракеты тактического класса предоставляли исчерпывающие возможности для атаки на СССР. Флот и ВВС вели две отдельные программы создания боевых межконтинентальных ракет. Разработчиков преследовали аварии, после в конструкции вносили изменения, все это работало на оттяжку времени. Команда немецких ракетчиков во главе с Вернером фон Брауном не пользовалась полным доверием. Все изменилось в одночасье, когда пришло сообщение о советском спутнике. Одна американская газета написала: “Эпоха самодовольства завершилась”. В экстренном порядке создали государственное ведомство - NASA, сконцентрировавшее в своих руках все космические разработки. Нашлись и средства, и политическая поддержка. Хотя Эйзенхауэр, конечно, не обладал чутьем Хрущева. Когда ему напомнили историю организации экспедиции Колумба, а для этого королеве Изабелле пришлось заложить свои фамильные драгоценности, президент холодно заметил: “А я не пошел бы их закладывать”.
Скупость дорого обошлась республиканской администрации, в 1960-м году к власти пришел демократ Джон Кеннеди, который хорошо выучил космические уроки Советского Союза. Через несколько недель после полета Юрия Гагарина, 25 мая 1961 года, Кеннеди призвал Конгресс сосредоточить свои усилия на масштабном проекте - высадке людей на Луну до истечения десятилетия. Аргументы политика сводились к необходимости восстановить престиж США, продемонстрировать технологическую мощь и политическое лидерство. Страна услышала своего президента, отныне все усилия могучей аэрокосмической державы были направлены на проект Apollo, ставший самым грандиозным проектом в истории космонавтики. Престиж и лидерство - вот главные движущие силы космической отрасли в легендарные 60-е годы. Конечно, параллельно выполнялись и военные программы. Появились и первые ласточки прикладного космоса, на геостационарную орбиту в августе 1964 года запустили первый спутник связи Syncom-3. Заработали спутники дистанционного зондирования Земли, космические снимки стали доступным инструментом для многих земных отраслей. Слоган NASA “Для каждого человека на Земле” начал обретать реальность.

Европейский путь
Без космоса нет будущего - этот принцип руководители европейских государств осознали весьма быстро. СССР и США, сверхдержавы, уже пользовались лидерством, добившись первых результатов в космической гонке. Британия и Франция имели свои национальные программы, занимались разработкой носителей. Тем не менее европейцы понимали, что для масштабного освоения космоса нужно объединять усилия. История общеевропейской космонавтики показала, как многотруден этот путь. В 1960 году группа стран предприняла первую попытку интегрироваться - создали ESRO - общеевропейскую организацию по исследованию космического пространства. Через год создали уже специализированную организацию по разработке ракет-носителей - ELDO. В ее состав вошли шесть европейских стран и Австралия. Началось создание носителя “Европа-1”. Недостаток финансирования, отсутствие опыта, использование неапробированных технологических разработок привели к провалу проекта - четыре пуска закончились неудачей. К тому времени стало очевидно, что главная цель “коммерчески оправданного” космоса - вывод коммуникационных спутников и спутников ДЗЗ на орбиту. США - единственная страна Запада, обладающая такими возможностями, устанавливала для европейцев монопольно высокие цены. В июле 1966 года предприняли попытку инициировать носитель “Европа-2”. Разработчики осознали ее ограниченные возможности. Но ничего другого не было. В начале 70-х разразился кризис - неспособность создать работоспособную ракету стала очевидна. США к тому времени, рассчитывая, видимо, окончательно добить европейские попытки достичь независимого доступа в космос, предложили запуск их спутников по суперльготным расценкам. Однако, когда европейцы решили выйти на рынок спутниковой связи со своим спутником “Симфония”, случился инцидент - американский носитель “Атлас” “уронил” его в море. До сих пор европейцы убеждены, что таким образом американцы решили указать им место в коммерческом космосе.
Нужен был результат. И нужно было идти на риск. Чтобы исключить колебания, Франция кроме своей доли в проекте предложила оплатить за свой счет все расходы, если таковые превысят 120 процентов утвержденного бюджета. В 1973 году ESRO и ELDO слились и образовали Европейское космическое агентство (ESA). Общеевропейская организация занялась разработкой предложенной Францией ракеты-носителя “Ариан”. Кооперация французских и немецких инженеров позволила в короткие сроки создать ключевые компоненты носителя - ракетные двигатели. В ходе исследований был достигнут прогресс в строительстве двигателей на водородном топливе. Европа вслед за США освоила водородные технологии, далеко опередив СССР, Китай и Японию.
“Ариан” стартовал 24 декабря 1979 года. Европа стала одним из главных игроков “космического клуба”. Ее специфика - прагматичный космос. Все разработки направлены на достижение либо прикладных, либо фундаментальных научных результатов. Особое внимание уделяют внедрению космических технологий во все отрасли экономики. Престиж европейцы не оплачивают. Характерный пример - полеты космонавтов; ESA имеет свой отряд, но летают они на американских или российских кораблях, так дешевле.

Турецкая заявка
Президент Турции Реджеп Эрдоган 9 февраля 2021 года объявил о начале реализации амбициозной космической программы. Эта новость вызвала мощнейший резонанс в мировой космонавтике. Турецкое руководство усвоило тот факт, что космические средства сегодня - это не только политический престиж, не абстрактное покорение космоса, это абсолютно необходимый инструментарий для проведения независимой политики страны. Для экономики и обороноспособности прежде всего. Карабахский конфликт продемонстрировал необходимость гарантированной связи на поле боя для операций беспилотников. Наиболее защищенную связь обеспечивают собственные спутники. Срочно потребовалась точная навигация в критически важных регионах планеты, в той же Ливии, Сирии и восточном Средиземноморье. Возникла острая нужда в оперативных снимках, радиоперехватах, вскрытии враждебных укреплений и боевых частей. Все это дают лишь космические технологии.
Но существуют и чисто гражданские соображения. Вся современная экономическая деятельность протекает в трех взаимопроникающих средах: коммуникационной, навигационной и визуальной. Технически это спутниковые услуги. И используешь их либо свои, либо чужие (покупные). Если их вообще нет в твоем арсенале, значит, нет и тебя на реальной карте мира. Таковы оценки Президента Турции.

Китай доставил лунный грунт на Землю

 

Большие проекты
Сегодня три мировых космических лидера - США, Европа, Китай - осуществляют космическую деятельность широким фронтом. США, Европа, Канада, Япония совместно создают окололунную орбитальную станцию. NASA объявило о возвращении астронавтов на Луну в рамках программы “Артемида”, ее участниками стали уже несколько десятков стран. Много говорят о Марсе, но эксперты склоняются к выводу, что он скорее всего будет исключительно объектом научных исследований. Включение его в хозяйственный оборот пока за пределами возможностей человечества.
Что касается Луны, то американская сторона решила инициировать создание юридической базы, которая бы позволила начать использование лунных ресурсов, включить коммерческие и производственные возможности стран-участниц новой программы.
Примечательно, что “Артемида” дает американцам возможность по прошествии более 50 лет капитализировать достижения проекта Apollo, сделать Луну реальным объектом освоения и инвестирования. Считается, что именно Луна будет для ведущих стран, прежде всего для США, ключом к укреплению своих ведущих позиций в космосе. Луна сыграет роль не только как источник ресурсов, как только она станет плацдармом, качественно вырастут возможности контроля околоземной и геостационарной орбит, дальнего космоса.
Это хорошо осознает Китай, который поставил цель самостоятельно достичь Луны и построить там свою базу. Успешные миссии луноходов, доставка лунного грунта на Землю дают основания считать Китай весьма серьезным соперником. Достижения Китая привлекают внимание многих.
Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и руководитель китайского космического агентства Чжан Кэцзянь 9 февраля 2021 года в формате видеоконференции подписали от имени правительств России и Китая Меморандум о взаимопонимании между Правительством Китайской Народной Республики и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области создания Международной научной лунной станции (МНЛС). Что сулит новая договоренность, реальные проекты или политические схемы?
Прежде всего отметим, что под МЛНС понимается “комплекс экспериментально-исследовательских средств, создаваемый на поверхности и/или на орбите Луны, предназначенный для проведения многопрофильных и многоцелевых научно-исследовательских работ”. То есть на этом этапе речь идет не об обитаемой базе, а о координации работы комплекса российских и китайских автоматических аппаратов, находящихся как на орбите, так и на поверхности, и совместных экспериментах.
Павел Лузин, известный в отрасли эксперт, считает, что “России сегодня нечего предложить Китаю ни в плане космической техники, ни в плане технологий. В отличие от китайской, российская программа лунных исследований идет с многолетней задержкой. В рамках своей лунной программы Россия планирует в ближайшие пять лет заново научиться делать то, что СССР делал в 1966-1976 годах, но с использованием новых технологий. Сейчас Россия претендует лишь на то, чтобы пополнить “клуб”, в котором уже находятся США, Европа, Япония, Китай, Индия и Израиль. Кроме того, отношения России и Китая в космосе также нельзя назвать доверительными. Китайский подход исключает возможность взаимозависимости в космических делах. Сотрудничество может строиться либо на получении Китаем нужных ему технологий и техники от партнера (тогда уступки возможны ровно до тех пор, пока партнеру есть что продать), либо на безоговорочном китайском доминировании”.
Впрочем, Россия имеет возможность и для альтернативных сценариев развития собственной космонавтики, которые сейчас активно обсуждают. Для выхода из застоя нужны свежие идеи. Значительный интерес, в частности, вызывают частные компании, которые по своему потенциалу уже стали наравне с признанными космическими государствами. Молодая космическая отрасль Казахстана тоже извлекает уроки из происходящего. Но об этом в следующем материале.

Нурлан Аселкан, главный редактор журнала
“Космические исследования и технологии”,
специально для “НП”

Поделиться
Следуйте за нами