Уникальная коллекция

В рубрике Культура - 2021-03-30

Ольга Шишанова

В Национальном музее РК состоялось торжественное открытие выставки “Атамура”, на которой представили более полутора тысяч экспонатов из нескольких коллекций заслуженного деятеля Казахстана Азата Акимбека. Вернисаж, по словам организаторов, приурочен к 30-летию независимости страны

Как сообщил сам Азат Акимбек, целью выставки для него стала популяризация и сохранение историко-культурного наследия, ремесел, традиций и обычаев казахского народа. Неслучайно к экспонированию выставили артефакты из четырех его коллекций с тем, чтобы наиболее полно представить задумку собирателя искусств.
Во-первых, это казахское народное искусство XII-XIX веков. Во-вторых - собрание старинных рукописей Центрально-Азиатского региона - более 200 книг на арабском, персидском и чагатайском языках XVI-XIX веков. В-третьих - коллекция живописи, графики и скульптуры 1910-1970 годов известных художников Казахстана, России, Узбекистана и Кыргызстана. Причем среди авторов произведений оказались такие мэтры искусства, как Николай Хлудов, Абылхан Кастеев, Жанатай Шарденов, Салихитдин Айтбаев, Евгений Сидоркин. В-четвертых - это коллекция старинных черно-белых фотографий, отражающих архитектуру и быт города Верного с 1887 по 1963 год, когда он уже назывался Алма-Атой.

“Выставка коллекционера Азата Акимбека, впервые представленная в стенах Национального музея РК, дает всем присутствующим возможность глубже познакомиться с различными видами казахского традиционного народного искусства, уходящего своими корнями в далекое прошлое, а также с произведениями выдающихся художников ХХ столетия и увидеть на старых фотографиях всеми нами любимую Алма-Ату”, - завил в своем приветственном слове в ходе открытия вернисажа директор Национального музея Арыстанбек Мухамедиулы.
Тогда как в далеком 1977 году в только что открывшемся музее имени Кастеева Азат Акимбек сам провел свою первую в истории выставку уйгурского народного декоративно-прикладного искусства. Представленные им тогда 110 экспонатов ярко и наглядно продемонстрировали свою уникальность и самобытность. А сегодня коллекционер уже мечтает, как он поделился с журналистом “НП”, открыть первый, единственный в своем роде музей уйгурского искусства.
Что касается нынешнего вернисажа, то, по словам Акимбека, экспонаты, которых на выставке более полутора тысяч, он собирал почти 50 лет.
“Я пешком ходил по всей Центральной Азии: Самарканд и Бухара, Туркестан и Шымкент, Алматинская область, Жаркент, Шамалган, Узынагаш, Кызылорда... Ходил по аулам, заходил даже на скотные дворы и там среди навоза находил кувшины, керамические сосуды. Все это было брошено и валялось просто так за исключением ковров и бытовых предметов. Скажу больше - во времена Советского Союза молодежь эти вещи вовсе не ценила, и многие предметы просто исчезали. Потому моей задачей стало собрать это все”, - поделился коллекционер.
Естественно, по его словам, не все хозяева легко расставались с экспонатами, даже не подозревая об их исторической ценности. Некоторых приходилось уговаривать, чтобы те согласились продать свою вещь. На приобретение экспонатов у Азата Акимбека уходила вся зарплата, которая, к слову, по тем временам была немаленькой. Он получал около 300 рублей в месяц, работая художником-оформителем, в то время как инженеры получали 120 рублей. “Но я домой деньги почти не приносил. Жена 45 лет терпела. Сейчас она - успешная женщина”, - улыбается он.
По его мнению, самый ценный экспонат на вернисаже - светильник XII века, который он нашел в Талгаре. “Бабушка копала огород и нашла. Там даже дырка есть, она случайно его задела. Говорит: “Балам, приезжай”. Я у нее его купил. Ценен он тем, что в музеях Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана нет такого целого светильника, а есть только фрагменты. Например, в книге у Абая Карпыкова тоже изображен фрагмент. А ведь великие ученые Востока писали под такими светильниками! Это чистая бронза”, - рассказывает Акимбек.
Но особая гордость собирателя древностей - удивительная старинная чаша, которую он называет “тазиком”. Этот “тазик” из сплава семи металлов с изображениями символики трех религий - христианской, буддистской и исламской - являет собой настоящее чудо. Волшебство сосуда, оказывается, в том, что он обладает энергетикой, реагирующей на биотоки человека. Чем сильнее биозаряд, тем сильнее бьет фонтан из кувшина. И он действительно имеет целительные свойства.
Исколесив за долгие годы самые отдаленные и глухие уголки необъятного Союза, коллекционер собрал огромное количество этнографического материала, что помогло ему стать крупным знатоком культуры народов Центральной Азии и Кавказа.
Однажды в Алматинском аэропорту задержали крупную партию предметов старины и искусства. В коробках, принадлежащих человеку, прибывшему из Парижа, таможенники нашли бронзовые статуэтки, часы, картину, пистолеты, пивную кружку, очень похожие на те, которые сделаны еще во времена Пушкина. Чтобы определить подлинность и ценность этих вещей, срочно пригласили Азата Акимбека. Пристально осмотрев находки, он заявил: “Бронзовые статуэтки, пистолеты и часы - подделки, причем не очень искусные. А вот картина и немецкая пивная кружка - настоящие ценности”.
После этого случая в качестве эксперта по прикладному искусству Центральной Азии коллекционер получил приглашение от аукционного дома Libert & Gastor.

Фото Владимира Бахуревича

Нур-Султан

Поделиться
Следуйте за нами