СВЕТ - ТРОЛЛЕЙБУСАМ

В АЛМАТЫ НЕ ОТКАЖУТСЯ ОТ САМОГО ЧИСТОГО ТРАНСПОРТА

Подробнее >>>
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ МИНСКОМ И КИЕВОМ
Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Быть как все Образование

Алла Иванилова
В Казахстане внедряют инклюзивное образование. Однако сегодня далеко не все школы готовы принять “особенных” учеников. Между тем проблема актуальна, поскольку количество детей с врожденными и приобретенными пороками развития с каждым годом растет

В республике инклюзивное образование, суть которого заключается в том, чтобы детей с ограниченными возможностями в развитии не отдавать в закрытые интернаты, а определять в обычные детские сады и школы, где они наравне со здоровыми сверстниками обучаются по государственной программе, делает только первые шаги, хотя во многих странах мира почти все школы такого смешанного типа. В Казахстане, где насчитывается более 150 тысяч детей-инвалидов, этот вопрос актуален. Те, кому в жизни повезло меньше, у кого серьезные проблемы со здоровьем, - это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, в том числе страдающие аутизмом. Обычно такие дети учатся в специализированных школах коррекционного формата. Но государство озабочено тем, чтобы они получали адекватное образование, которое в дальнейшем поможет им адаптироваться в социуме, реализовать свой потенциал. Кроме того, Казахстан в 2008 году стал участником международной конвенции по защите прав инвалидов, а инклюзивное обучение - обязательная составляющая этого документа.
Согласно Государственной программе развития образования на 2016 - 2019 годы было запланировано к концу 2019 года увеличить до 70 процентов долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, до 30 процентов - дошкольных организаций и до 40 процентов - колледжей.

 

 

Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центральноазиатскими республиками, этот процесс идет активно. В тех школах, где в обычных классах обучаются дети с ограниченными возможностями, учителя отмечают, что они справляются с государственной программой. По словам психологов, при вливании в общеобразовательную среду такие дети испытывают большой психологический стресс и им нужна помощь. Поэтому специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они исключают полное закрытие специальных школ и перевод всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу.
По словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, для реализации прав детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста в 60 процентах школ создали условия для инклюзивного образования. “Но этого тоже недостаточно. Если качественно рассмотреть эти 60 процентов, то там проблем тоже предостаточно”, - отметил он недавно на правительственном часе в Мажилисе. Кроме того, по его словам, в пять раз увеличилась сеть психолого-медико-педагогических кабинетов и кабинетов коррекции, тем не менее отдельный вопрос по развитию инклюзива остается очень актуальным.
Проблема в том, что школы не оборудованы должным образом. Там должны быть тактильные дорожки, классы с рельефно-точечным шрифтом Брайля (книги и плакаты) и специальные фонари для слабовидящих детей, санитарные комнаты и кнопки вызова. Но пока в школах не созданы условия для таких учеников, они даже не смогут там передвигаться на инвалидных колясках. Нет специального оборудования для детей с нарушениями зрения и слуха. Так, любой посторонний шум, например шаги в коридоре, вызывает дополнительные помехи в восприятии материала. Однако эту проблему можно решить путем установки в кабинетах FM-систем, приглушающих посторонние звуки.
Помимо инфраструктуры таким детям нужны специальные учебники. Уже разработали более 300 учебных программ для детей с особыми образовательными потребностями по восьми видам нарушений. А также учебники и учебно-методические комплексы для незрячих и слабовидящих, детей с нарушениями интеллекта 1, 2, 5 и 7-х классов. В этом году разрабатывают учебники для 3, 6, 8-х классов. До конца 2021 года, как обещают в Минобразования, учебниками обеспечат все классы.
Среди проблем, которые являются барьерами для детей с ограниченными возможностями на пути получения образования, само общество. Оно еще не готово. И хотя результаты социологических опросов показали, что более 68 процентов казахстанцев считают, что такие ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и социализироваться, на деле все немного иначе. В школах и дошкольных учреждениях Англии с младенчества формируют позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями. Например, деткам в саду предлагают играть с куклами, у которых очевидны признаки инвалидности, или приспособлениями, которые сопровождают жизнь инвалида, например кукольной инвалидной коляской. В Казахстане понятие “инвалид” изначально ущербно, что создает комплекс неполноценности таким людям, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учебе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причем в нашем обществе это отношение культивируют еще с детского возраста. У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса.
Еще один момент - подготовка педагогических кадров. В Казахстане не так много специалистов-дефектологов, которые могли бы обучать детей с особыми потребностями, проводить с ними коррекционные занятия. Сейчас таких специалистов готовят 17 вузов республики. Самым мощным учебным методическим центром является Казахский национальный педагогический университет имени Абая.
Учитывая все эти барьеры, родители детей с ограниченными возможностями, стремясь дать образование ребенку, находят разнообразные формы обучения. Такие как семейное обучение, индивидуальный учебный план и другие. Но отсутствие в республике вышеуказанных форм приводит к тому, что дети - граждане Казахстана - вынуждены обучаться в других странах. Организация обучения на дому также проблематична. В реестре заболеваний, дающих право на обучение на дому, нет многих диагнозов, которые определяют ребенка с особыми потребностями.
Получается, де-юре - в республике внедрено инклюзивное образование, но де-факто - школы пока не готовы к этому, и в то же время у детей с ограниченными возможностями не так много других альтернативных форм обучения. А ведь обучение таких детей не только помогает их интеграции в общество, но и выгодно для государства. Эксперты из Соединенных Штатов Америки подсчитали, что один доллар, вложенный в раннюю коррекцию, возвращается восемью долларами в школьном возрасте.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Август 2020 (83)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение