ЖИЗНЬ - ТЕАТР, И ВСЕ МЫ В НЕЙ НОСИМ МАСКИ
Подробнее >>>
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

В КАЗАХСТАНЕ СОЗДАДУТ РЕЗЕРВАТ ДЛЯ САЙГИ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Торговая “температура” Исследования


Мадина Меирманова

Самочувствие экономики определяется по многим индикаторам. Торговля - один из самых ярких показателей того, насколько хорошо развивается экономика и, что немаловажно, каковы ожидания на ближайшее время. Судя по темпам постковидовского восстановления, население планеты верит, что с экономикой крупнейших стран все будет хорошо: несмотря на угрозу крупнейшего за последний век роста безработицы, население разных стран продолжает скупать автомобили и компьютеры

На днях Всемирная торговая организация опубликовала доклад о влиянии первой волны COVID-19 на торговую сферу. Ожидаемо оказалось падение в первой половине года, однако темпы восстановления оказались гораздо активнее, чем ожидалось в апреле.
Почему же торговля притягивает такое внимание: чем больше люди покупают, тем активнее идет производство. А это и вся цепочка (зачастую международная) производственных процессов, и рабочие места, и экономический рост стран-участниц - и торговли, и производства. Состояние торговли, к слову, является также индикатором для принятия властями решений по стимулированию и поддержке отдельных секторов экономики или их участников.

 

 

По данным ВТО, объем торговли товарами в первом квартале сократился на три процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в годовом выражении падение составило примерно 18,5 процента). “Эти показатели являются исторически низкими, но не самыми худшими”, - говорится в отчете. Если сохранится нынешняя динамика восстановления, то по итогам года объем мировой торговли товарами в 2020 году сократится на 13 процентов (по сравнению с прошлым годом). Для того чтобы падение составило не больше этой суммы, активность в торговле должна расти по 2,5-3 процента ежеквартально. Но, как отмечают в ВТО, эти цифры и прогнозы не учитывают перспектив второй волны вспышек COVID-19, более слабый, чем ожидается, экономический рост или повсеместное использование торговых ограничений. В противном случае докризисный уровень торговли не восстановится и в 2021 году.
Впрочем, во Всемирной торговой организации предпочитают не думать о плохом. “Сокращение торговли, которое мы сейчас наблюдаем, исторически масштабное - на самом деле оно будет самым значительным за всю историю. Но здесь есть важная положительная сторона: ситуация могла быть намного хуже”, - сказал генеральный директор ВТО Роберто Азеведо.
Чтобы выгрести из ямы, вся надежда на политиков: “Политические решения имеют решающее значение в смягчении продолжающегося негативного влияния на производство и торговлю, и они будут продолжать играть важную роль в определении темпов экономического восстановления. Для того чтобы в 2021 году объемы производства и торговли резко возросли, фискальная, кредитно-денежная и торговая политика должны продолжать развиваться в одном направлении”.
К слову, о товарах. В торговой паре товары-услуги наибольшие потери понесли именно услуги. Товары хоть и “просели”, но благодаря поддержке (практически во всех странах) платежеспособности домохозяйств уровень потребления снизился во многих странах незначительно. А вот такие услуги как гостиничный бизнес, персональные услуги и развлечения все еще ожидают восстановления.
По данным ВТО, международная торговля постепенно восстанавливается. Авиаперевозки, рухнувшие на три четверти в первом квартале, с середины апреля выросли на 58 процентов. Контейнерные перевозки тоже восстанавливаются. Началось оживление экспортных заказов.
Но заметнее всего торговля активизировалась на персональном потребительском уровне. Отложенный спрос, спровоцировавший всплеск в мае, продолжается. Продажи бытовой электроники стабильно растут второй месяц. Согласно таможенной статистике Китая, экспорт автоматических машин для обработки данных, включая компьютеры, вырос в апреле на треть в годовом исчислении в долларовом выражении. (Кстати, растет спрос на компьютерные и информационные технологии, которые облегчают работу из дома, - и бизнес, и население ожидают, что карантинные меры станут новой реальностью.) Китай же лидирует и в покупке автомобилей: в мае-июне их продажи в КНР выросли на пять процентов в годовом исчислении после падения на 79 процентов в феврале. А вот Европа и США запасаться авто не спешат: там в мае продолжалось снижение уровня продаж, но уже не столь быстрыми темпами, как в апреле.
“Увеличение покупок потребительских товаров длительного пользования можно рассматривать как позитивный тренд, сигнализирующий о возобновлении доверия потребителей, поскольку сняты ограничения и экономика начинает восстанавливаться”, - считают в ВТО.
В Казахстане народ после карантина также решил компенсировать отложенный спрос: в мае 2020 года наши граждане скупили в автосалонах на 20 процентов больше машин, чем в мае прошлого года. “По итогам мая в автоцентрах республики продали 7126 автомобилей против 950 единиц, реализованных в течение апреля. Эта цифра также превысила значение мая 2019 года на 20,7 процента”, - сообщил директор по стратегическому планированию “КазАвтоПрома” Артур Мискарян. В целом объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 61,5 миллиарда тенге, что превосходит показатель годичной давности на 12 процентов.
У казахстанской торговли, так же, как и у всей мировой, надежда на активизацию активности всей экономики. Если мировой ВВП продолжит сокращение, то и падения доходов не избежать, а значит, и торговля вновь окажется в отрицательном секторе. Пока же весь мир наблюдает за двумя факторами, которые могут повлиять на экономическое самочувствие: продолжение торговой сделки между США и Китаем и вторая волна COVID-19.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Наши награды    

Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2020 (68)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение