ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ДОРОЖАЕТ

“КАРТА” ЗОН ПОВЫШЕННЫХ ТАРИФОВ И ДОЛГОВ

Подробнее >>>
ГДЕ ТОНКО, ТАМ ВИРУС

НЕПРОСТОЙ ТЕСТ ДЛЯ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Человеческий фактор Исследования

Алла Иванилова
Объявленная президентом программа индустриально-инновационного развития может так и остаться на бумаге, поскольку страна испытывает острый дефицит в профессионально-технических кадрах. Правительство решает данный вопрос, однако, некоторые принимаемые чиновниками меры, мягко говоря, пугают. Вместо разработки собственных профессиональных стандартов Министерство образования намерено купить готовые у других преуспевших в этом деле стран

Все успешные государства сделали ставку на “умную экономику”. Для ее создания необходимо развивать человеческий капитал, то есть улучшать жизнь человека. Сейчас, когда многие государства разрабатывают посткризисные программы, именно этот пункт является главным. Какое бы будущее с роботами и чудо-машинами ни рисовали фантасты, человек всегда останется незаменимой рабочей силой. Но чтобы он работал и приносил пользу государству, необходимы капиталовложения. В Германии, Японии, США на долю человеческого капитала приходится порядка 80 процентов общего объема капитала. Наша страна пока не может похвастаться такими цифрами.
Для реализации Стратегического плана развития до 2020 года Казахстану необходимы профессионально-технические кадры. К сожалению, в республике ощущается их острая нехватка. Наблюдается явный перекос между высшим техническим и средним профессиональным образованием. Так, на двух специалистов технического и обслуживающего труда готовится 10-12 специалистов с высшим образованием. Это лишний раз подтверждает, что казахстанский рынок общеобразовательных услуг еще не готов оперативно реагировать на изменение спроса на рынке труда.
Главная проблема в области развития человеческого капитала в нашей стране - отсутствие внедренных профессиональных стандартов. Те, которые существуют сегодня, достались нам еще с советских времен и значительно устарели. “Из-за этого профессиональное техническое образование готовит кадры, которые, мягко говоря, неконкурентоспособны в современном реальном производстве”, - отмечает ответственный секретарь Министерства образования и науки Фархат Куанганов.
Проведенный мониторинг показал, что с учетом мирового опыта созданы государственные стандарты по 72 рабочим специальностям. Анализ трудовой ситуации в Казахстане говорит о том, что уже сейчас отдельные отрасли, такие как нефтегазовая, машиностроение, металлообработка и другие, столкнулись с острой нехваткой квалифицированных специалистов. Согласно проведенному в 2008 году Всемирным банком исследованию, 60 процентов работодателей отметили недостаточный уровень навыка у рабочих, что представляет собой препятствие на пути развития производства и бизнеса.
Подготовка профессионально-технических кадров должна идти в тесном сотрудничестве с бизнесом. Чиновники констатируют, что планирование в подготовке кадров пока еще остается слабым местом всех вновь создаваемых проектов бизнеса.
Кроме того, государство намерено закрепить за бизнесом ответственность по подготовке казахстанского персонала. Сегодня такой механизм закреплен и успешно реализуется в сфере недропользования. “Мы хотели бы, чтобы такого рода обязательства были распространены и на другие сегменты бизнеса”, - заметил Фархат Куанганов. При этом необязательно отправлять персонал на дорогостоящее обучение за границу. “Уроки “Дорожной карты” показывают, что все кадры требуемой квалификации могут быть подготовлены в учебных заведениях страны”, - констатировал ответственный секретарь ведомства. 
В Министерстве образования и науки в прошлом году создана рабочая группа, которая занимается выработкой новых образовательных стандартов. Представители ведомства призывают работодателей сформулировать свои требования к кадрам с тем, чтобы переориентировать не только систему технического и профессионального образования, но и систему высшего образования.
В министерстве считают, что одним из рычагов управления качеством подготовки кадров может стать независимая оценка квалификации самими работодателями, то есть сертификация специалистов. Минобразования обращается к профессиональным ассоциациям с тем, чтобы они сотрудничали с ведущими международными сертификационными агентствами. Взамен государство обещает в рамках проекта со Всемирным банком предоставить организационно-финансовую и консультативную поддержку.
Главным постулатом профобразования является практическая часть. В странах с лучшей системой технического и профессионального образования, таких как Австрия, Германия и Голландия, обучающиеся 3-4 дня в неделю проходят практику на предприятиях. При этом им выплачивается заработная плата. В Норвегии хорошо зарекомендовала себя система ученичества “2+2”. Два года студент изучает теорию в колледже и два года практикуется на производстве. Министерство образования предлагает казахстанским работодателям установить конкретные нормы по предоставлению рабочих мест для практики ученичества и последующего приема на работу. “Например, из расчета на 30 работников персонала один молодой специалист”, - отметил ответственный секретарь министерства Фархат Куанганов. Государство также предлагает внедрить механизм молодежной практики с софинансированием отобранных предприятий.
Бизнесмены, в свою очередь, считают, что государство должно их стимулировать на внедрение инновационной и образовательной деятельности на предприятиях и в учебных заведений. Кроме того они недоумевают, почему разработку профстандартов доверили Министерству образования и Министерству труда.
Но больше всего бизнесменов возмущает тот факт, что Министерство образования вместо разработки собственных профстандартов намерено закупить их у более “продвинутых” стран. Предприниматели констатируют, что профессиональные стандарты должны иметь страновую специфику. Кроме того, их нужно обновлять через каждые 2-4 года. Отказ от разработки собственных профстандартов, по мнению работодателей, влечет за собой риск.
Чиновники и бизнес-сообщество договорились о создании в стране Национального совета по развитию человеческого капитала. Чтобы придать данному органу более “внушительный” вид, предложено образовать его при президенте.

Астанa

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





  • аноним +

  • 23 марта 2010 17:37
  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
В передовых развитых странах обучение поставлено на ноги теория закрепляется практикой на предприятиях да еще деньги получают . Вот каким должен быть обучение у нас в стране! У нас специалисты мало что умеют поэтому их не берут на работу- идите мол наберитесь опыта тогда возьмем.
  • Нравится
  • 0
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Июль 2020 (34)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)
Февраль 2020 (137)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение