РЕКОРДНЫЙ КОНКУРС В СЕНАТ

ЧТО ИЗВЕСТНО О КАНДИДАТАХ В СЕНАТОРЫ

Подробнее >>>
НОВОСТИ ПРИРОДЫ

КАРАНТИННЫЙ РЕЖИМ – НЕ ПОМЕХА ДЛЯ БРАКОНЬЕРОВ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



От Бишкека до Астаны Мир

Ботагоз Сейдахметова
В эксклюзивном интервью нашей газете молодой министр иностранных дел Кыргызской Республики Руслан Казакбаев, которого назначили на эту должность после прошлогодних апрельских событий в стране, признался, что для Бишкека отношения с Астаной являются доминирующими, так как “этот вопрос наши предки давным-давно решили раз и навсегда”. Кроме того, он уверен, что именно позиция Президента Казахстана предотвратила реальную опасность гражданской войны в Кыргызстане в прошлом году

- Руслан Айтбаевич, на кого сегодня ориентируется Бишкек - Москву, Брюссель или Вашингтон?
- На кого бы мы ни ориентировались, отношения Бишкека и Астаны будут доминирующими, так как этот вопрос наши предки давным-давно решили раз и навсегда.
Выбор внешнеполитических приоритетов для Кыргызстана, находящегося на пересечении интересов Востока и Запада, заключается в последовательной и стабильной многовекторности, в постоянном учете политических, экономических и культурных связей с другими государствами. Хочу отметить, что при формировании правительства лидеры правящей парламентской коалиции определили ключевые приоритеты Кыргызской Республики на международной арене, в частности, укрепление дружбы и сотрудничества во всех сферах жизни с государствами Центральной Азии на долгосрочную перспективу и стратегическое партнерство с Россией. Активизация взаимодействия в рамках ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС и СНГ. При этом взаимодействие и сотрудничество Кыргызстана со всеми международными партнерами, включая страны Азии, Европейского союза и США осуществляются на основе национальных интересов Кыргызстана и в рамках выполнения принятых международных обязательств.
alt
- Господин министр, изменилась ли внешняя политика Кыргызстана после перехода на парламентско-президентскую политическую систему? В частности, кто - парламент или президент - определяет внешнеполитические задачи? И каковы на сегодняшний день главные внешнеполитические задачи страны?

- Хочу сказать, что внешняя политика любой страны по своей природе вещь достаточно консервативная. В прошлом году у нас произошли кардинальные изменения со сменой государственной власти и всей политической системы, но внешнеполитический курс страны принципиально не изменился, только приобрел какие-то новые контуры, что говорит о приверженности Кыргызстана к выполнению ранее взятых международных обязательств и существовании последовательности и преемственности во внешней политике страны.
Раньше определение внешней политики конституционно было “президентскими” полномочиями. Сейчас они разделены между президентом и премьер-министром, при этом следует иметь в виду, что в вопросах внешней политики важную роль могут играть парламент в целом и политические партии - правящая и те, что вошли в состав парламентской коалиции.
Таким образом, у нас коренным образом изменился механизм принятия внешнеполитических решений, которые вытекают с учетом мнения президента, премьер-министра, парламента и, конечно же, позиции Министерства иностранных дел, как основного профильного учреждения. В связи с этим на МИД КР возлагается исключительная ответственность по выработке внешнеполитического курса страны. В настоящее время мы подготовили по этим вопросам целый пакет изменений и дополнений в действующее законодательство.
Вы знаете, что прошлый год был для нас очень тяжелым. Приходилось работать в режиме чрезвычайной ситуации. Сейчас, когда немного полегчало, мы плотно занялись вопросами повышения эффективности деятельности нашего министерства и загранучреждений, усилением координирующей роли МИДа КР в системе государственного управления.
Если сказать коротко, то главной сегодняшней задачей МИДа КР является сохранение достижений, накопленных за предыдущие годы, и активная диверсификация внешней политики Кыргызстана с учетом национальных интересов и тенденций развития мирового сообщества.
- Каковы перспективы американской военной базы в Манасе?
- Авиабаза в аэропорту “Манас” появилась как следствие событий 11 сентября 2001 года, и ее главной задачей были воздушные перевозки пассажиров и грузов в Афганистан и обратно на военно-транспортных самолетах и топливозаправка в небе над Афганистаном. Авиабаза “Манас” являлась основным аэромобильным центром для операции “Несокрушимая свобода”.
В связи с формированием легитимных органов государственной власти в 2009 году парламент Кыргызстана в одностороннем порядке принимает решение о закрытии этой авиабазы. Тогда главы многих государств, включая президентов США и Афганистана, обратились к нам с просьбой сохранить авиабазу.
22 июня 2009 года было заключено Соглашение между правительствами Кыргызской Республики и Соединенных Штатов Америки о перепрофилировании военной базы в Центр транзитных перевозок (ЦТП).
Кыргызстан крайне заинтересован в стабилизации обстановки в Афганистане.
В настоящее время страны коалиции готовятся к постепенной передаче до 2014 года всей ответственности за обеспечение безопасности Вооруженным силам Афганистана. И мы надеемся, что с учетом этого и установления мира и спокойствия в Афганистане ЦТП можно было бы трансформировать в гражданский центр международных перевозок с участием заинтересованных сторон.
- С учреждением Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии южные границы Казахстана являются границами Единого таможенного союза. Как в Кыргызстане воспринимаются меры, принимаемые Казахстаном на приграничье в связи с обязательствами в рамках Таможенного союза? Я имею в виду укрепление границ еще в начале прошлого года, которые, особенно после событий 7 апреля 2010 года в Кыргызстане, были болезненно восприняты гражданами вашей страны, да и многие аналитики довольно жестко комментировали это обстоятельство.
- Пользуясь случаем, хотел бы выразить огромную признательность народу и руководству братской Республики Казахстан, особенно президенту Нурсултану Абишевичу, за проявленную мудрость, понимание и неоценимую помощь Кыргызстану во время апрельских и июньских трагических событий прошлого года. По сути, именно позиция вашего президента предотвратила реальную опасность гражданской войны в Кыргызстане. А что касается временного закрытия наших госграниц, то мы с пониманием отнеслись к этим вынужденным мерам со стороны Казахстана, поскольку речь шла о национальной безопасности вашей страны, ваших граждан и выполнении принятых вами обязательств в рамках Таможенного союза.
Ни для кого не секрет, что в те дни в Кыргызстане в руках людей оказалось много несанкционированного оружия и боеприпасов.
После стабилизации ситуации и принятия мер по обеспечению общественной безопасности в республике большинство казахстанских контрольно-пропускных пунктов на государственной границе возобновили свою работу, что восстановило передвижение людей и транспортных средств. В настоящее время ведем переговоры об открытии оставшихся пунктов пропуска между нашими странами.
- Кыргызстан не первый год является членом влиятельной ВТО, то есть организации, в которую давно мечтают войти как Казахстан, так и Россия. Как этот приятный факт на деле отражается на торгово-экономической ситуации вашей страны?
- За период членства Кыргызской Республики в ВТО произошли кардинальные изменения как в географическом распределении торговли, так и в самом внешнеторговом режиме. Кыргызстан предоставил предпринимателям из стран - членов ВТО свободу торговли на внутреннем рынке и благоприятные возможности для развития производства иностранным инвесторам, создав для отечественных производителей конкурентную среду.

В свою очередь кыргыз ский экспорт получил  режим наибольшего благоприятствования (РНБ), равный режим (национальный режим), что и отечественные товары импортирующей страны. Другим странам, не являющимся членами ВТО, такие благоприятные возможности не предоставляются.
Если до вступления в ВТО Кыргызстану было необходимо заключать двусторонние соглашения с торговыми партнерами, чтобы получить от этих стран РНБ, то после вступления в нее необходимость в этом отпала.
До вступления в ВТО Кыргызстан имел РНБ только с 17 странами, а после вступления Кыргызстану предоставляют РНБ 150 стран.
Кроме того, членство в ВТО означает общую гарантию того, что члены организации не будут вводить ограничительные меры, наносящие ущерб интересам других членов ВТО.
Сегодня Кыргызская Республика осуществляет торгово-экономические связи с более чем 120 государствами мирового торгового сообщества, из которых 11 стран СНГ и более 100 государств - членов ВТО.
В общем объеме внешнеторгового оборота Кыргызской Республики страны - члены ВТО занимают около 50 процентов и имеется тенденция роста.
За время членства Кыргызской Республики в ВТО произошли изменения во внешней торговле услугами, отрицательное сальдо уменьшилось, наблюдается рост экспорта услуг ежегодно.
В 2000 году Соединенные Штаты Америки отменили поправку Джексона Веника к Разделу IV Закона о торговле и развитии США по отношению к Кыргызстану.
Вступление Кыргызстана в ВТО и соответствующее изменение таможенно-тарифной политики не повлекло к снижению объема поступлений в бюджет государства от таможенных пошлин. Наоборот, за последние семь лет сборы от таможенных пошлин увеличились 3 раза.
- Сегодня в России и Казахстане проживает значительное число кыргызских трудовых мигрантов, которые влияют на экономику Кыргызстана. Как Бишкек и Москва решают проблемы кыргызских граждан в России в части защиты их интересов и безопасности?
- Прежде всего хотел бы сказать, что наличие иностранных трудовых мигрантов в стране является отличным индикатором успешного развития национальной экономики. Так что мы искренне рады успехам Казахстана, который уже практически вошел в число 50 самых развитых стран мира, о чем свидетельствуют не только ваши экономические достижения, но и международный авторитет современного Казахстана в мировом сообществе.
Действительно, основными странами, где пребывают наши соотечественники, являются Россия и Казахстан. Хотел бы к ним еще добавить страны Европы и Америки, где трудятся несколько десятков тысяч кыргызстанцев. По данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2010 году на территорию России въехало свыше 361 тысячи граждан КР. Количество граждан КР на территории Казахстана составляет свыше 25 000 человек.
В отношении трудовых мигрантов из Кыргызстана Российская Федерация в 2010 году сохранила прежнюю квоту в 300 тысяч человек. Мы на постоянной основе проводим работу в сфере оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам Кыргызской Республики, находящимся за рубежом. Правонарушения, совершенные гражданами Кыргызстана за пределами нашей республики, отслеживаются загранучреждениями КР, и при необходимости им оказывается квалифицированная юридическая помощь. Наши дипломаты по этим вопросам регулярно проводят встречи с руководителями соответствующих государственных органов страны пребывания.
В настоящее время ведем переговоры по упрощению процесса легализации трудовой деятельности и созданию механизма информирования наших граждан о правилах ведения трудовой деятельности на территории РФ. Планируется подписание межведомственного соглашения между КР и РФ о подготовке квалифицированных кадров для работы в РФ.
В настоящее время между правительствами Кыргызской Республики и Российской Федерации действует ряд соглашений в сфере миграции, в частности о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, о сотрудничестве в области миграции.
Такая же работа ведется нами и с нашими казахстанскими коллегами.
- Один из наиболее чувствительных спорных вопросов в нашем регионе - это общие водные ресурсы. Как Вы оцениваете сегодня уровень выполнения двусторонних договоров между Казахстаном и Кыргызстаном в гидроэнергетике? И что, по-Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы договора в этой важной для Кыргызстана сфере экономики хорошо работали и на многостороннем уровне, то есть в масштабах нашего региона?
- Как известно, наша республика обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом (совокупная мощность - около 150 миллиардов кВтч), но использует в настоящее время менее 10 процентов. Поэтому мы как заинтересованная сторона придаем первостепенное значение развитию взаимовыгодного сотрудничества в Центральной Азии в водно-энергетической сфере.
С удовлетворением могу отметить, что отношения между Кыргызстаном и Казахстаном в данной области имеют поступательный характер. Между нашими странами на ежегодной основе заключаются соглашения, в которых стороны определяют режим взаимопоставок электроэнергии, водных и минеральных ресурсов.
Кыргызстан заинтересован и готов далее увеличивать поставки электроэнергии для нужд соседних стран.
В этой связи мы полагаем, что страны Центральной Азии могли бы обеспечить региональную энергетическую безопасность путем строительства в Кыргызстане и Таджикистане новых ГЭС, являющихся экологически чистыми источниками энергии.
При этом для стабильного энергоснабжения всего нашего региона необходимо сохранение параллельной работы Объединенной энергосистемы Центральной Азии, для чего требуется, прежде всего, добрая воля всех стран к выполнению имеющихся многосторонних и двусторонних соглашений и договоренностей.
Трудность в том, что водно-энергетическая проблематика затрагивает интересы всех стран региона, которым необходимо сконцентрировать усилия и выработать алгоритм решения возникающих вопросов в этой сфере. Думаю, что в этом вопросе мы рано или поздно поймем правильность идеи, выдвинутой в 2003 году Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым о создании регионального водно-энергетического консорциума, поскольку от решения данного вопроса зависит стабильное развитие всего региона.
- Руслан Айтбаевич, сегодня для экономики Кыргызстана очень важны иностранные инвестиции. Что делает, в частности, МИД страны для создания более благоприятных условий для иностранных инвесторов?
- Мы внимательно изучаем казахстанский опыт инвестиционной политики. Когда уважаемый Нурсултан Абишевич начал строить новую столицу Казахстана в Астане, то чуть ли ни весь мир его критиковал, а оказалось, что это был очень мудрый шаг для привлечения международных инвестиций не только в будущую столицу, но и казахстанскую экономику.
С учетом международного опыта и, прежде всего, Казахстана для улучшения инвестиционного климата в нашей стране и повышения конкурентоспособности национальной экономики Кыргызстан принимает комплекс мер по формированию благоприятной бизнес-среды, исключению необоснованных вмешательств государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства, устранению административных препятствий и ограничений в сфере инвестиционной и другой предпринимательской деятельности, внедряет новые подходы к регулированию рыночных отношений.
Без надежных банков в стране вложений в экономику не будет, поэтому стремимся повысить доверие к банкам со стороны граждан, бизнесменов и инвесторов, работаем над совершенствованием всей банковской системы страны, где, кстати, очень успешно работают казахстанские банки. Проводится реформа технического регулирования, основанная на принципах применения добровольных стандартов и ограничения государственного контроля.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики “Об инвестициях в Кыргызской Республике” инвесторам гарантируется свобода репатриации капитала, дивидендов и прибыли. У нас нет ограничений на перевод дохода в национальной валюте в иностранную валюту, включая перевод для дальнейшего импорта или оплаты будущих расходов. Законами страны предоставлены равные права зарубежным и отечественным компаниям. Иностранным инвесторам разрешено владеть земельными участками в черте населенного пункта на правах срочного (временного) пользования.
В Кыргызской Республике иностранные инвесторы состоят в общественном объединении “Международный деловой совет” (МДС), куда входят и известные казахстанские холдинги. Как показывает практика, МДС заслужил высокий авторитет среди бизнес-кругов и государственных структур, вносит чрезвычайно важный вклад в привлечение инвестиций в республику. Суммарные инвестиции членов МДС сегодня превышают 1 миллиард долларов США.
Хотел бы еще добавить, что иностранным инвесторам выдаются инвестиционные визы при инвестировании в КР средств в размере не менее 300 тысяч долларов США.
Наши успехи и недостатки по совершенствованию инвестиционной среды страны наглядно показывают позиции Кыргызстана в международных рейтингах, в том числе по отчету Всемирного банка Doing business, где наша страна по итогам года заняла 44-е место.
- Как оцениваете состояние казахско-кыргызских отношений?
- Хотел бы отметить, что сотрудничество Кыргызской Республики с Республикой Казахстан является одним из главных приоритетов внешней политики нашей страны. Это обусловлено не только географической близостью, глубокими родственными корнями, сходством культуры, языка, традиций и общностью исторических судеб обоих государств, но прежде всего исконно дружескими, добрососедскими связями.
Уровень наших отношений наглядно демонстрирует договорно-правовая база сотрудничества. Между нами подписаны и успешно реализовываются более 120 официальных документов, основными из которых являются договоры о вечной дружбе, союзнических отношениях, делимитации государственной границы.
В 2007 году по инициативе Президента Казахстана наши страны приняли историческое решение о создании Высшего межгосударственного совета и Совета министров иностранных дел РК и КР.
Мы очень признательны, что Республика Казахстан одной из первых откликнулась на апрельские и трагические июньские события 2010 года в Кыргызстане, направив своих представителей для содействия в урегулировании ситуации и оказания гуманитарной помощи.
В это тяжелое и судьбоносное время для нашего народа наши отношения определялись высоким уровнем и интенсивностью взаимных визитов. Правительством Казахстана оказана гуманитарная помощь Кыргызстану на сумму более 11,6 миллиона долларов США.
Под патронажем и по личной инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева ведется активная работа по проведению второй донорской конференции по Кыргызстану.
30 января 2011 года по приглашению Президента Назарбаева состоялся рабочий визит Президента КР Розы Отунбаевой в Астану для участия в открытии VII зимних Азиатских игр в Казахстане.
В рамках договоренностей, достигнутых между Президентом Кыргызской Республики Отунбаевой и Президентом Республики Казахстан Назарбаевым состоялся официальный визит премьер-министра А. Атамбаева в Казахстан 4 февраля 2011 года.
По итогам переговоров подписан протокол, включающий в себя договоренности по сотрудничеству в сфере инвестиций, энергетики, технического регулирования, нефтегазовой отрасли, сельского хозяйства, миграции, пересечения пунктов пропусков на госгранице.
В настоящее время готовимся провести в Бишкеке очередное заседание Кыргызско-Казахстанского межправительственного совета, где будет обсуждена инициатива Президента Нурсултана Назарбаева о создании межгосударственной программы по оказанию помощи Кыргызстану, созданию кыргызско-казахстанского инвестиционного фонда, а также другие актуальные вопросы в сфере торговли, пересечения границы, миграции.
В целом кыргызско-казахские отношения последовательно укрепляются и приобретают устойчивый характер стратегического партнерства и союзнических отношений, которые целиком отвечают чаяниям наших народов.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Август 2020 (58)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)
Март 2020 (125)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение