Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаПромышленность

Завод, который не сдается

АЗТМ пережил тяжелые времена в старом Казахстане. Справится ли в новом?

В наследство от советского прошлого Казахстан получил хороший бонус в виде большого числа заводов самого разного профиля. Но рыночная экономика, поставившая во главу угла коммерциализацию и финансовую прибыль, большинству из них не оставила шансов для выживания. Многие заводы превратились в руины или были переделаны под ТРЦ. Однако один гигант, пусть и утратив свою былую мощь, устоял. 

За кадром 

Алматинский завод тяжелого машиностроения (АЗТМ) по справедливости считается одним из крупнейших предприятий города, в свое время поставлявших мощнейшее и уникальное оборудование. В первую очередь, это волочильные и трубоволочильные станы — станки для изготовления металлической проволоки и труб малого диаметра. Также было налажено производство вспомогательного оборудования и другой продукции для предприятий черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов, электротехнической и авиационной промышленности. 

В 1982 году в перечне выпускаемых на АЗТМ изделий числилось более 300 позиций различных машин и оборудования, а продукция экспортировалась в 32 страны, в том числе США, Великобританию, Францию, Японию, ФРГ и другие. Уникальность АЗТМ в том, что оборудование позволяло производить самую разную продукцию — от гвоздей до сложных машин. 

История завода начинается с 1942 года, когда из европейской части СССР перед угрозой надвигающегося фронта эвакуировались заводы. Основой АЗТМ были три цеха Луганского паровозостроительного завода, который на тот момент уже имел практически полувековую историю. После релокации, уже весной 1942 года, завод стал выпускать оборонную продукцию для фронта — бомбы, мины и снаряды. Производство боеприпасов продолжалось вплоть до конца 1945 года, а в 1946 году завод перешел на мирное производство и начал выпускать прокатное оборудование. В 1951 году дополнительно к 84 видам изделий АЗТМ освоил выпуск волочильных станов, с этого же года завод впервые стал работать на экспорт. 

В отличие от большинства других заводов Алматы, АЗТМ — один из немногих, которому удалось пережить лихие 90-е. Да, не обошлось без потерь, но, по крайней мере, в стенах его цехов работа практически не останавливалась. Заплатить пришлось снижением мощностей, производства, потерей международных и внутренних клиентов, а также увольнением высококлассных специалистов. 

Забегая вперед, скажем, что сложно понять до конца, какие именно силы дали заводу устоять, ведь на его территории располагалось уникальное оборудование, которое и сегодня стоит больших денег, а значит, как в случае с АХБК, была возможность продать и быстро обогатиться. Не меньшую ценность имеет и земля, на которой стоят цеха. 

Сам факт существования АЗТМ сегодня — своего рода нонсенс, ведь бизнесмены и предприниматели того времени действовали по капиталистической кальке, которая подразумевала получение большой выгоды в кратчайший срок. А производство, даже такое крупное как АЗТМ, озолотить своих владельцев честным образом не могло в принципе. Согласно экономическому букварю, капиталовложения в машиностроении окупаются лишь через 10-15 лет с рентабельностью не выше шести — восьми процентов. 

В духе Аль Капоне 

Поспешная приватизация, неэффективное управление и отсутствие инвестиций в модернизацию заводов практически убили машиностроительную отрасль в Казахстане. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития на 2023 год, доля машиностроения в структуре экономики Казахстана занимает 1,5 процента, в то время как в 1990 году этот объем составлял 16 процентов. 

С начала 90-х и до 2000-х годов АЗТМ держался на плаву, контракты с ним главным образом заключались на выпуск единичных экземпляров или мелких партий. Но даже при таких условиях завод поддерживал высокий уровень качества производимой продукции, за что в 1996 году Международный институт маркетинга присудил АЗТМ «Международную бриллиантовую звезду за качество». Еще через четыре года, в 2000 году, завод был отмечен Правительством РК «За выпуск импортозамещающей продукции для нефтегазовой и горнодобывающей промышленности». Не исключено, что производство этой продукции, в которой так нуждались наши нефтяники, и предотвратило уничтожение АЗТМ в 90-х. 

Но за этими наградами скрывалась и другая правда. Тогда у завода были неиспользуемые цеха, которые после переоборудования сдавались в аренду: кто-то открывал там офисы, кто-то собирал какую-то продукцию. Другими словами, от гиганта отгрызали кусочек за кусочком, превращая его территорию в типичную зону купли-продажи и потребления. Но по-настоящему страшно стало после 2005 года, когда завод неоднократно пытались ликвидировать. Как сообщали работники, новый владелец завода — Болат Назарбаев — продал землю под цехами, на которой планировалось развернуть грандиозное строительство. Как многие помнят, именно в те годы в Казахстане был настоящий строительный бум, одновременное строительство велось буквально во всех районах Алматы. 

Работники АЗТМ не раз выступали против закрытия, собирали прессу, обращались к президенту страны и в буквальном смысле были готовы вцепиться в свои станки руками и ногами, лишь бы не дать уничтожить завод. 

Отстоять завод удалось. А в 2009-м даже появился шанс вернуть былую славу, ведь казахстанский бизнесмен Эдгар Салдузи выкупил у Болата Назарбаева флагман отечественного машиностроения. Предприниматель разработал стратегию оздоровления предприятия и договорился с потенциальными партнерами, которые готовы были инвестировать в проект и кредитовать его, как это говорится на языке финансистов, вложиться в длинные деньги. 

Тучи развеялись, казалось, что проект, презентованный на бумаге, начал реализовываться. Однако в дело вмешалась Майра Курмангалиева, супруга Болата Назарбаева. Она потребовала вернуть завод обратно в семью. 

Благодаря безграничным возможностям Курмангалиевой, были подделаны документы и проведен рейдерский захват. Но Салдузи не сдался. Позже были суды и разбирательства, в ходе которых, что удивительно для того времени, закон остался на стороне Салдузи. Однако это не конец истории, а только начало, поскольку неприятности посыпались на бизнесмена со всех сторон, вплоть до похищения. Он полтора месяца просидел в заложниках, спастись удалось только благодаря спецслужбам Казахстана. Эдгар Салдузи не только лишился завода и денег, которые в него вложил, но и остался должен своим кредиторам. Об этой мрачной детективной истории писали многие казахстанские СМИ. 

Тогда завод не стали пускать с молотка, однако и заниматься его развитием никто не собирался. АЗТМ продолжил плыть по течению. 

Еще одна попытка 

Последующие 10 лет не было каких-то резонансных происшествий, но в начале 2020-х начали ходить слухи, что АЗТМ планируют перенести за город, в промзону, ближе к ТЭЦ-2. На тот момент владельцем АЗТМ числился сын Болата Назарбаева Нурбол Назарбаев. В 2021 году последовало и официальное заявление, в котором говорилось, что «руководство АЗТМ совместно с инвесторами и городскими властями приняло решение о переносе завода из центра города Алматы». На его месте было предложено возвести целый микрорайон. К слову, тогда же на предприятии говорили, что одновременно с передислокацией планировалась модернизация завода, в которую, однако, никто из работников не верил. 

Понятно, что на реализацию такого проекта нужны колоссальные средства, и в открытых источниках озвучивались разные суммы. Самая свежая была названа акимом Алматы Ерболатом Досаевым в 2022 году — 4060 миллиардов тенге. Только вот где их взять? 

Но вернемся в 2021 год. Несмотря на то, что о переносе АЗТМ ходили только разговоры, не имеющие под собой юридического основания, реализация второго этапа — возведение жилых домов — шла полным ходом. Так, на территории АЗТМ с восточной его стороны практически вплотную к остову корпуса, где когда-то располагался литейный цех, был возведен целый ЖК из пяти корпусов. Его успешно ввели в эксплуатацию в 2021 году. 

В том же 2021 году Эдгар Салдузи решается вновь заняться развитием АЗТМ и приобретает у Нурбола Назарбаева 50 процентов акций предприятия. Несмотря на то, что у акционеров были равные доли, фактически к управлению завода Салдузи не допускали. Свои корректировки в дальнейшую судьбу завода внесли январские события, после которых встал вопрос о возвращении акций, принадлежащих Назарбаеву, в государственную собственность. Что будет дальше — пока предугадать сложно. 

На сайте завода говорится, что «Салдузи предпринимаются усилия в рамках закона на пересмотр всех уголовных и административных дел. Цель: признание в судебном порядке рейдерского захвата, возвращение 100 процентов акций законному владельцу и доведение уголовных дел о похищении и покушении на жизнь до логического завершения». Дадут ли предпринимателю реализовать планы двадцатилетней давности или Салдузи потеряет завод во второй раз, покажет время. 

Мы можем лишь констатировать тот факт, что АЗТМ — это предприятие, которое доказало свое право на существование. В мировой практике машиностроение — это производство, которое поддерживается на правительственном уровне, поскольку дает очень сильный мультипликативный эффект: развиваются смежные отрасли, многократно увеличивается занятость населения и тем самым обеспечивается конкурентоспособность страны в целом. Ни для кого не секрет, что большинство современных заводов занимается «отверточной» сборкой, что отечественной промышленностью назвать очень и очень сложно. А ведь раньше она была. Достаточно вспомнить Павлодарский тракторный завод, который в лучшие времена ежегодно выпускал до 50 тысяч гусеничных тракторов. Сейчас от былой славы и этого завода не осталось и следа. 

Сегодня на АЗТМ трудится около 350 человек, в лучшие годы их было больше 1000. Понятно, что быстро возродить былую мощь невозможно, однако упускать такой шанс было бы непростительной ошибкой.

Читайте в свежем номере: