Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Государство в государстве?
ЭкономикаБизнес

Государство в государстве?

Что такое сегодня ФНБ «Самрук-Казына»

В начале прошлой недели Президент РК принял председателя правления АО «Самрук-Казына» Нурлана Жакупова, который представил главе государства отчет о деятельности фонда национального благосостояния за 2025 год.

Напомним, что фонд «Самрук-Казына» был создан в октябре 2008 года путем слияния двух государственных фондов «Самрук» и «Казына» указом Первого Президента. Создан он был по образу холдингов Сингапура (Temasek) и Малайзии (Khazanah).

Целью создания было повышение качества корпоративного управления и рост стоимости национальных активов. Первоначально фонд объединял пять национальных компаний, а затем расширился до 22 из энергетического, транспортного и инфраструктурного секторов. К 2014 году он управлял 576 дочерними и ассоциированными компаниями. Сегодня «Самрук-Казына» — это инвестиционный холдинг Казахстана, который управляет государственными активами для модернизации экономики страны и повышения национального благосостояния. Фонд занимается управлением крупными компаниями в стратегических секторах, таких как нефть и газ, транспорт, телекоммуникации, энергетика и металлургия, а также реализует социальные и инвестиционные проекты. В его списках насчитывается около 326 компаний, в которых работает, по разным данным, от 260 до 350 тысяч человек. При этом активы ФНБ составляют около 81 миллиарда долларов, а его единственный акционер — Правительство РК.

Возможно, этот факт помог пройти ФНБ «Самрук-Казына» через эволюцию корпоративного управления, и, можно сказать, когда-то в нем закрепились лучшие казахстанские практики. Чему способствовали и размер фонда, и большая дистанцированность от министерств, так как у фонда, повторим, единственным акционером было Правительство РК, что и определяло его довольно-таки привилегированное положение по сравнению с другими холдингами и, соответственно, его большее влияние на свои дочерние организации.

Наиболее значительные пакеты акций фонда сегодня находятся в ключевых казахстанских предприятиях, таких как «КазМунайГаз» (главный актив ФНБ), КЕГОК, «Казахтелеком», «Казпочта», «Эйр Астана», «Казатомпром», «Казахстан Темир Жолы», «Самрук-Энерго».

Некоторые эксперты полагают, что «достигнув уровня в 41 триллион тенге активов, ФНБ «Самрук-Казына» сохраняет роль одновременно «руки» и «кармана» Правительства, позволяя властям РК инвестировать в национальную экономику и в операционном режиме выполнять широкий набор социальных задач. Что не совсем соответствует концепции стратегического холдинга, но позволяет решать политические задачи».

Тем не менее, по сообщению Нурлана Жакупова, инвестиционный портфель группы фонда сегодня насчитывает около 130 проектов на сумму 53 триллиона тенге. При этом в текущем году запущен проект по увеличению мощности завода CASPI BITUM, введена в эксплуатацию солнечная электростанция мощностью 50 МВт, построен опреснительный завод в поселке Кендерли. Всего же до конца года планируется завершить и ввести в эксплуатацию девять крупных проектов на 1,1 триллиона тенге. Плюс запущен магистральный газопровод «Талдыкорган — Ушарал», который должен будет обеспечить газификацию 84 населенных пунктов области, контейнерного хаба в Актау, логистического терминала Zhetysu в Алматы и завода по производству оборудования для ветрогенераторов совместно с компанией Sany Re.

— За 10 месяцев 2025 года АО «Самрук-Энерго» произвело 31 миллиард кВт/ч электроэнергии, что составляет 31 процент от общего производства в Казахстане. Установленная мощность электростанций, входящих в состав «Самрук-Энерго», достигла 7845 МВт. В то время как в 2023-2025 годах на социальные проекты и благотворительность было выделено 1,5 триллиона тенге. Эти средства направлены на строительство медицинских центров, 55 реабилитационных центров, 31 кабинета инклюзии, 18 спортивных комплексов, а также культурных и образовательных учреждений, — озвучил данные отчета Нурлан Жакупов. Добавив, что «в рамках инициативы «Таза Казахстан» также было высажено 5,8 миллиона деревьев и расширена поддержка отечественного бизнеса».

Однако на днях Высшая аудиторская палата представила свои результаты проверки ФНБ «Самрук-Казына». Аудит охватил 18 компаний и показал проблемы в управлении, провал части трансформационных целей, неработающие комитеты, устаревшие ИТ-системы, 41 убыточную структуру и 119 системных нарушений*.

Так, согласно данным ВАП, по итогам 2024 года доходы группы компаний фонда составили 16,5 триллиона тенге, а консолидированная чистая прибыль по группе компаний холдинга — 2,4 триллиона тенге.  При этом государству холдингом за аудируемый период было выплачено 2,37 триллиона тенге, из которых 779,9 миллиарда тенге в виде дивидендов и 1,6 триллиона тенге в виде отчислений от передачи активов в конкурентную среду. В дополнение к данным выплатам фондом были реализованы поручения Президента РК и Правительства еще на 673 миллиарда тенге. Вместе с тем аудиторы выявили недочеты в стратегическом планировании и управлении в группе компаний фонда. Например, цель программы трансформации фонда на 2018-2021 годы по выведению восьми компаний на уровень эффективности зарубежных аналогов достигнута не была. Фактические выгоды от программы составили 154,5 миллиарда тенге, что вдвое меньше запланированного объема. Отмечен и недостаточный уровень корпоративного управления в фонде. В частности, имеют место факты ненадлежащей разработки стратегических документов и занижения плановых показателей, требуется усиление контроля над исполнением плана развития холдинга, тогда как из семи информационных систем фондом используется только четыре. Работает с нарушениями и система управленческой отчетности, а финансовая отчетность по ряду компаний и вовсе проводится вручную.

— В «Самрук-Казына» уделяется недостаточное внимание систематизации внутренних нормативных документов, из которых около 15 процентов не используется, подлежат пересмотру либо постановке на утрату. Из пяти комитетов при совете директоров АО «Самрук-Казына» не работают три, а из семи комитетов при правлении фонда с 2024 года не работают два. Как результат холдинг приобрел громоздкую структуру — в группу фонда входят 326 компаний, которые разнесены на шесть уровней управления. Хуже того, за 2020-2024 годы в группе фонда обнаружились 23 бездействующие компании, а по итогам 2024-го 41 компания показала убытки. При этом требуется кардинально усилить мониторинг реализации инвестиционных проектов, так как с 2020-го по 30 сентября 2024 года группой фонда из 175 проектов было завершено только 49, — подчеркнули в ВАП.

Таким образом, «по итогам аудита были установлены финансовые нарушения на 351,8 миллиона тенге, неэффективное планирование и использование средств — 122,2 миллиарда тенге, и выявлено, повторим, 119 системных недостатков. В результате ряд материалов оказался передан для возбуждения административного производства, а по отдельным фактам выявленных нарушений материалы направлены в правоохранительные органы».

О том, что «эффективность деятельности нацкомпаний остается по-прежнему серьезной проблемой», говорит и сенатор Ляззат Рысбекова, которая напоминает о поручении главы государства о реформировании квазигосударственного сектора. Ситуация в котором, по ее мнению, не улучшается. Так, по словам Рысбековой, на 2026 год план по поступлениям дивидендов от государственных пакетов акций был снижен до 112,2 миллиарда тенге, что почти вдвое меньше плана 2025 года (231,2 миллиарда тенге).

— Уже в текущем году Министерство финансов прогнозирует снижение доходов от дивидендов почти на 30 процентов, а фонд «Самрук-Казына» в следующем году вообще не предусматривает выплаты дивидендов. При этом снижение количества субъектов квазигоссектора не наблюдается, — посетовала сенатор, потребовав объяснений, с чем связано резкое снижение доходов от дивидендов в госбюджет и по какой причине уменьшены объемы выплат.

Может быть, поэтому еще в мае уходящего года депутат Адиль Жубанов в очередной раз предложил ликвидировать фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», который, по его словам, вроде как «стал олицетворением кланового обогащения, а не развития отечественной экономики»?..

Читайте в свежем номере: