Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаБизнес

Выше крыши

Как найти управу на нерадивых застройщиков?

В мае 2023-го Правительство утвердило Генеральный план развития Алматы до 2040 года. В этом документе прописан план детальной планировки (ПДП). Недавно его дополнили. Согласно идее проекта город разделят на пять секторов и каждый снабдят необходимой инфраструктурой. 

Косметические повреждения? 

Так, в районе аэропорта появятся гостиницы, рестораны, торговые и бизнес-центры. Все, что нужно человеку для счастья и комфорта. Другой вопрос, насколько качественно это будет реализовано, а главное, как будет соответствовать стихийным вызовам, которые недавно о себе напомнили. После недавнего землетрясения в Алматы не все горожане уверены, что их дома выстоят, в частности многоэтажные. Это еще не говоря о проблеме загазованности города. 

Согласно открытым источникам, в данный момент в городе строят 139 жилых комплексов. Менять планы строений или сносить построенное, даже если качество строительства вызывает сомнение, точно не будут. 

Параллельно с этим в акимат поступило 188 обращений по объектам, которые получили видимые повреждения. Семьдесят из них — многоэтажные жилые дома. Представители акиматов совместно с экспертами прошли по всем точкам. Жизни людей ничто не угрожает, на устойчивость зданий повреждения не влияют. Эксперты успокаивают — это обычные трещины (в основном связанные с отделкой), которые можно закрыть текущим ремонтом. В жилых домах делать его будут за счет жителей, на социальных объектах — на средства акимата. 

Пусть даже и так: трещины образовались не от землетрясений, а из-за других факторов, но где гарантии, что при более сильном землетрясении дома не рухнут? Как застройщики могут гарантировать, что они возведены согласно нормам, предусмотренным в сейсмоопасных регионах? 

Что с качеством? 

Сегодня Алматы, по-видимому, чаще других городов упоминается в прессе как место недовольства жителей беспардонным поведением застройщиков. Мало того что качество строительства под сомнением, но и сами проекты вызывают массу вопросов. 

По заключению независимых экспертов, в случае землетрясения в некоторых ЖК люди просто не смогут выйти из квартир и домов после первых толчков. Отдельные высотки спроектированы таким образом, что основным средством передвижения является лифт. Чтобы добраться до эвакуационной лестницы, нужно пройти через подъездный балкон и железные двери, которые могут быть закрыты на ключ или заклинены. 

Технический надзор, который якобы следит за качеством строительства, по идее должен быть независимым, поэтому его нанимает не подрядчик, а основной заказчик. Но нередко бывает так, что основной заказчик и подрядчик — это практически одно и то же лицо. Следовательно, технический надзор — их карманная организация, которая делает свою работу совершенно формально. В этом случае качество строительства может вызывать вопросы. 

Наверное, было бы правильно, если бы все акты технадзора объектов публиковали в открытом доступе, а также проводили видеофиксацию строительства, армирования и заливкм бетоном, также размещая на сайте, посвященном строящемуся объекту. Чтобы туда могли заходить конкурирующие фирмы по технадзору, дотошно проверять, смотреть, докапываться и в случае обнаружения каких-то явных нарушений открыто об этом заявить. 

Конечно, казахстанские нормы строительства тоже все время меняются. Но независимые наблюдатели утверждают, что научная среда, которая должна внедрять в строительные нормативы новые технологии, заметно просела. Она не способна постоянно отслеживать современные новации в отрасли и изменять нормативы, чтобы они соответствовали международным стандартам. Это огромный объем работы, который у нас часто просто некому выполнять, и эта часть отрасли развивается далеко не так хорошо, как хотелось бы. 

Самый актуальный и наглядный пример — сейсмоустойчивость зданий. У проектировщиков сейсмоустойчивость достигается, как правило, двумя способами: традиционным, в котором главную роль играет жесткость несущей конструкции, и альтернативным, когда в строительстве используют так называемые сейсмоизоляторы — специальные устройства, которые интегрируются в несущую конструкцию здания и значительную часть энергии землетрясения принимают на себя. Иными словами, здания с сейсмоизоляторами достигают сейсмоустойчивости путем большей гибкости конструкции. 

В таких странах, как Япония, сейсмоизоляция используется очень активно. Изоляторы не просто гасят вибрацию в зданиях, они еще компьютеризированные и автоматизированные, а их работа синхронизирована друг с другом. Поэтому там и строят высотки, которые могут ходить ходуном, но это совершенно ни к каким повреждениям не приводит. 

Самые простые из сейсмоизоляторов, металлические опоры, начали использовать и в Казахстане. Вероятно, после недавнего землетрясения у нас начнут их применять активнее. По-хорошему это внедрение должно было происходить еще лет 20 назад, потому что уже тогда это было стандартом. У нас же все время строили традиционным способом, а использование сейсмоизоляторов практически не развивалось, потому что очень долго составлялись нормативы. 

Back in USSR? 

Сегодня принято думать, что дома, возведенные в советское время, являются наиболее устойчивыми. Однако отраслевые эксперты заявляют, что возведенные современные здания ничуть не хуже и также устоят в случае землетрясения. 

Приведем данные на примере компании RAMS Qazaqstan. По словам ее представителей, каждый жилой комплекс от начала проектирования и вплоть до сдачи в эксплуатацию возводят строго по строительным нормам и ГОСТу. При этом до начала работ департамент контроля качества предприятия изучает сейсмопояс земельного участка, устойчивость грунта и прочность бетона. Кроме того, застройщик изучает климатические и погодные условия, рельеф и сейсмичность. 

После недавнего землетрясения застройщик в качестве профилактической меры провел дополнительный осмотр коммуникаций и лифтов во всех своих проектах. Компания утверждает, что при строительстве объектов они придерживаются карты сейсмического зонирования, которую одобрил Национальный научный совет Казахстана. Каждый объект RAMS Qazaqstan соответствует “требованиям к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий”. Документ утвердили Постановлением Правительства от 17 ноября 2010 года. 

“На строительных площадках сейсмичностью девять и десять баллов при грунтах III категории мы внедряем антисейсмические швы, возводя парные стены и рамы. Антисейсмические швы разделяют здания по всей высоте, включая фундамент. Все наши проекты имеют положительные заключения госэкспертизы Казахстана”, — прокомментировал директор по строительству RAMS Qazaqstan Толга Метин Асутай. 

В случае повторных толчков застройщик призывает жителей сохранять спокойствие и следовать памятке при землетрясении. 

И пусть серьезных поводов для беспокойства у алматинцев действительно будет меньше. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: