Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Энергетическое содружество
ЭкономикаЭнергетика

Энергетическое содружество

Взаимодействие республик Центральной Азии с Россией

Ситуацию с приостановкой приема казахстанского газа Оренбургским газоперерабатывающим заводом (ОГПЗ) после атаки БПЛА, которая произошла 19 октября текущего года, прокомментировал российский эксперт по вопросам энергетики Борис Марцинкевич.

Был риск, но сосед помог

«Был риск того, что, во-первых, станет меньше добываться газа на месторождении Карачаганак при росте внутреннего спроса на сырье в самом Казахстане и, соответственно, может упасть объем добычи нефти. Но чрезвычайная ситуация продлилась всего трое суток, а после появилось сообщение о том, что газ снова принимают, все в порядке. Газпром, которому принадлежит ОГПЗ, на своем сайте просто констатировал факт, что завод снова начал прием казахстанского газа. Так что с этой стороны мы (Россия. — Прим. авт.) Казахстан поддержали», — заявил Марцинкевич в ходе видеоконференции.

Он напомнил, что Казахстан поставляет на переработку в ОГПЗ девять миллиардов кубометров газа в год.

«Оренбургский завод крайне важен для Казахстана, потому что газовый конденсат с Карачаганакского месторождения по трубопроводам поступает на российское предприятие, где очищается, доводится до товарного состояния и возвращается обратно в Казахстан, где в 2025 году объем добычи этого сырья вырос, а также вырос спрос на него», — сказал эксперт.

Он добавил, что большая часть добываемого в Казахстане газа — это попутный нефтяной, и для того, чтобы его использовать в промышленности, в быту нужна переработка, а значит, нужны и собственные газоперерабатывающие заводы. Однако, как известно, вопрос по строительству своего ГПЗ на том же Карачаганаке затягивается.

«Что касается Карачаганака, разработка которого ведется в рамках СРП (соглашение о разделе продукции), то там ситуация сложная, так как у консорциума в приоритете добыча нефти, а не газа. К сожалению, Казахстан не может диктовать свои условия. На запрос: «У нас растет спрос на газ и дайте нам его больше» казахстанская сторона получает ответ: «У нас падает добыча нефти, а газ нужен для обратной его закачки в пласт, чтобы не снижать производство нефти», — подчеркнул Борис Марцинкевич.

В предыдущем номере «НП» уже сообщало, что Минэнерго Казахстана на прошлой неделе заявило, что решение по строительству ГПЗ на Карачаганаке уже принято, проект будет реализовывать АО «НК «КазМунайГаз» (КМГ).

«В настоящее время ведутся переговоры с участниками Карачаганакского проекта по согласованию технических параметров подключения будущего завода к действующей инфраструктуре месторождения», — подчеркнули в ведомстве.

Однако казахстанский эксперт Нурлан Жумагулов предупреждает, что с реализацией проекта собственного ГПЗ на Карачаганаке могут возникнуть проблемы. По его мнению, «главное — чтобы теперь акционеры Карачаганакского проекта не препятствовали КМГ, а содействовали, и чтобы КМГ смог найти источники финансирования».

Этой зимой дефицит электроэнергии странам Центральной Азии не страшен 

Борис Марцинкевич считает, что сотрудничество в сфере энергетики между постсоветскими республиками Центральной Азии и Россией — это наглядный пример экономического прагматизма.

«У Казахстана по-прежнему дефицит по производству электроэнергии в пределах пяти процентов. И в основном нехватка электричества приходится на зимние месяцы. Но объединенная энергосистема Казахстана примыкает к объединенным энергосистемам России, а значит, эту зиму можно перезимовать, главное, чтобы не подвели локальные энергосети», — заявил российский эксперт.

А вот в Кыргызстане, по его словам, ситуация остается тревожной в преддверии нового зимнего сезона.

«В этом году из-за засушливого лета и высокого спроса на электроэнергию не удалось заполнить до нормативных отметок водохранилища Токтогульской ГЭС. Не хватает 1,6 миллиарда кубометров воды», — пояснил он.

По его словам, свою помощь в покрытии энергодефицита Кыргызстану окажет Россия, немного обещают помочь Туркмения, Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. «Эту зиму должны пройти», — надеется эксперт.

Однако сейчас нужно решать, что именно надо построить в Кыргызстане для покрытия энергодефицита. Рабочая группа «Росатома» продолжает исследования по строительству АЭС малой мощности в этой горной стране, но пока никакого решения еще не принято. Начались переговоры с компанией «Интер РАО» о строительстве газовой электростанции для Бишкека. Но вопрос в том, сколько это займет времени.

«Пока же Кыргызстан вынужден импортировать 4,4 миллиарда киловатт часов электроэнергии. Удастся ли за это рассчитаться за счет сброса воды с Токтогуля, неизвестно. Но не исключено, что киргизским властям придется за все это заплатить и испытывать проблемы с пополнением бюджета», — отметил он.

Что касается Узбекистана, то, по словам эксперта, эта центральноазиатская республика благополучно переживет зиму, потому что в этом году здесь ожидается ввод новых энергообъектов: газовых, солнечных и малых ГЭС общей мощностью до 60 гигаватт.

У Узбекистана также нет проблем с поставками российского газа по системе «Средняя Азия — Центр». Ежегодно объемы российского экспорта голубого топлива только растут. Если вначале при заключении договора с Россией речь шла о поставках 2,8 миллиарда кубометров газа в год, в течение последних трех лет этот показатель вырос до 7,7 миллиарда кубометров.

«По крайней мере, такой заказ в этом году получил Казахстан на транзит российского газа для своего южного соседа Узбекистана. А на следующий год из Ташкента уже пришел заказ на 11 миллиардов кубометров!» — отметил Марцинкевич.

Бектенов.jpg

Идея есть — инвестиций нет!

На днях в Казахстане вновь заговорили о строительстве четвертного НПЗ. Вопрос этот поднимается давно, но для начала важно определиться с его месторасположением. Одна из потенциальных площадок — Мангистауская область, то есть на побережье Каспийского моря. Сейчас, как известно, ведутся дискуссии о возможном строительстве третьей АЭС малой мощности в этом месте.

«Планы по строительству четвертого НПЗ на берегу Каспия есть, но окончательного инвестиционного решения еще нет», — заявил Марцинкевич, комментируя публикации в СМИ на эту тему.

Действительно, строительство нового НПЗ в Казахстане включает изучение не менее четырех потенциальных локаций, включая Мангистаускую область. Об этом говорится в официальном ответе премьер-министра страны Олжаса Бектенова на соответствующий депутатский запрос. В ответе также сообщается, что в Правительстве сейчас на рассмотрении проект «Строительство интегрированного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Казахстане», который предполагает ввод нового НПЗ с технологией глубокой переработки нефти, выпускающего в том числе и авиационный керосин качества TS-1/Jet A-1 около 300 тысяч тонн в год в зависимости от спроса зарубежных транзитных авиаперевозок, поскольку в настоящее время их потребности удовлетворяются за счет импорта.

В ответе депутатам Бектенов подчеркнул, что, согласно концепции, в 2028-2030 годах планируется разработка предварительного технико-экономического обоснования (pre-FEED) нового НПЗ, в 2030-2032 годах — проектно-сметной документации, а в 2032-2040 годах — непосредственно строительство завода.

Так что время есть, главное — найти инвестора!

Читайте в свежем номере: