В Туркестанской области стартовало строительство солнечной электростанции мощностью 300 мегаватт, причем с системой накопления энергии. На бумаге звучит красиво: солнце днем, электричество — когда нужно. Зачем нужен этот проект, что такое система накопления энергии и может ли она реально закрыть обещанные мегаватты?
Статистика
По данным Минэнерго, возобновляемая энергетика обеспечила более семи процентов выработки электроэнергии в Казахстане, а общее количество объектов ВИЭ составляет 159 станций. В текущем году реализован ряд значимых проектов в сфере ВИЭ суммарной установленной мощностью 266 мегаватт.
«Введены в эксплуатацию новые ветровые электростанции в Карагандинской и Улытауской областях, а также солнечные электростанции в Кызылординской и Мангистауской областях, которые уже начали работу и вносят вклад в энергосистему страны», — отметил министр энергетики Ерлан Аккенженов.
И вот теперь — новый совместный проект «Самрук-Энерго» и китайской компании.
Зачем нам столько энергии
Все дело в ее дефиците. И это не абстрактные разговоры энергетиков, а реальность, поскольку растет потребление, изнашивается тепловая генерация, а юг страны традиционно испытывает нехватку мощности и зависит от перетоков.
Туркестанская область — регион с высоким солнечным потенциалом и одновременно с хроническим дефицитом энергии. С этой точки зрения солнечная электростанция — не модный зеленый каприз, а прагматичное решение. По данным туристического маркетплейса, в уходящем году в Туркестанской области количество солнечных дней составило 276.
Не все так просто
Солнечная электростанция выдает максимум мощности тогда, когда солнце в зените. А пик потребления приходится на утро и вечер. Именно в это время люди включают свет, работает бытовая техника, растет нагрузка на сети. Солнечную станцию без накопителя можно сравнить с зарплатой, которую выдают тогда, когда вы не можете ее потратить. Отсюда и появляется ключевое понятие проекта «система накопления энергии». По сути, речь идет о большой промышленной батарее. Чаще всего, о литий-ионных аккумуляторах, тех же, что стоят в электромобилях, только размером с морской контейнер. Такие системы уже используются в Китае, США, Европе и на Ближнем Востоке.
Может ли накопитель закрыть 300 мегаватт?
Кайрат Абильдаев, энергетик с пятидесятилетним стажем, написал в комментариях к информации о запуске проекта: «Системы накопления энергии, которые обеспечат стабильность» — что-то не знаю о системах накопления, способных закрыть 300 мегаватт. Химические аккумуляторы — это как заполнять олимпийский бассейн чайной ложкой». Другой комментатор отметил, что «аккумуляторы выдерживают конечное число циклов зарядки-разрядки, после чего их емкость и эффективность значительно снижаются, что требует регулярной замены. А стоимость больше, чем сами панели».
В данном случае 300 мегаватт — это мощность, а не объем энергии. Накопитель обычно описывается двумя цифрами: мощность (МВт) — показатель того, сколько он может отдать в моменте, и емкость (Мвт/ч) — как долго он может это делать. Можно рассмотреть мировую практику, например проект компании Dynegy. Его мощность составляет 300 мегаватт, что делает его крупнейшей системой хранения на основе литий-ионных батарей в мире. С учетом требования четырех часов емкость этого накопителя составляет как минимум 1200 мегаватт в час. Всю ночь точно не проработает.
Поэтому можно сделать предположение, что такой накопитель не заменяет электростанцию и не держит 300 мегаватт постоянно. Да, он сглаживает пики, снижает нагрузку на сеть, повышает надежность. Это буфер, а не волшебная батарейка. Не стоит питать иллюзий, что проект обеспечит регион энергией, стабильная энергосистема все равно требует комплексных решений. Тем не менее это шаг вперед.
