Танкер MATILDA, атакованный беспилотниками ВСУ вблизи терминала Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) 13 января, должен был загрузить казахстанскую нефть.
КТК — один из ключевых маршрутов экспорта казахстанской нефти, через который проходит 80 процентов отечественного нефтяного экспорта.
Как сообщили в «КазМунайГазе», судно было нанято для перевозки компанией ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (дочерняя структура КМГ). Загрузка танкера казахстанской нефтью на терминале КТК была запланирована на 18 января 2026 года. Судно находилось в балластном состоянии примерно в 30 милях от терминала КТК.
«13 января танкер подвергся атаке беспилотников. В результате атаки произошел взрыв без последующего горения. Пострадавших среди экипажа нет. По предварительной оценке, судно остается мореходным, признаков серьезных конструктивных повреждений на момент первичного осмотра не выявлено», — говорится в сообщении КМГ.
Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов назвал атаку более агрессивной, чем предыдущие удары по танкерам в Черном море. По его словам, эти суда не относятся к теневому флоту, а нефть КТК не находится под санкциями. Так что ситуацию можно расценивать как прецедент, требующий разъяснений на самом высоком уровне.
Байдильдинов также отметил, что ущерб от ноябрьских атак на КТК уже превышает 1,5 миллиарда долларов, а прокачка нефти до сих пор полностью не восстановилась. В январе 2026 года Казахстан потерял почти половину экспорта нефти через КТК. После украинской атаки поставки CPC Blend (смесь казахстанской нефти, транспортируемой через КТК) снизились до 800-900 тысяч баррелей в сутки из-за повреждений причальных устройств, штормов и переполненных хранилищ. Альтернативные маршруты позволяют вывезти лишь около половины добываемого объема нефти.
Чуть позже, после ноябрьской атаки на КТК, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Казахстане Виктор Майко в интервью ulusmedia сообщал, что Украина как бы «не при делах».
«Украина официально не брала на себя ответственность за эти повреждения, которые случились с КТК. Генеральный штаб Вооруженных сил Украины заявил официально, что он не несет ответственности за эту атаку», — сказал Майко.
В свою очередь, МИД Казахстана сделал заявление, выразив обеспокоенность попытками дестабилизации ситуации на Черном море.
«Министерство иностранных дел Республики Казахстан выражает серьезную озабоченность в связи с имевшими место 13 января текущего года атаками беспилотных дронов на три танкера, следовавших к морскому терминалу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в акватории Черного моря. Подчеркиваем, что Республика Казахстан не является стороной какого-либо вооруженного конфликта, вносит значимый вклад в укрепление глобальной и европейской энергетической безопасности и обеспечивает бесперебойность поставок энергоносителей в полном соответствии с установленными международными нормами», — говорится в сообщении официального представителя МИД РК Ерлана Жетыбаева.
В свою очередь, 14 января КазТАГ опубликовал сообщение, в котором депутат мажилиса Айдос Сарым выразил мнение, что США должны оказать давление на Украину.
«Одним из крупных акционеров является тот же Chevron. Мы знаем, что Украина критически зависит от поддержки США. Chevron не самая последняя компания в этом мире. Я думаю, что США, другие наши партнеры, они должны вместе оказать давление на Украину с тем, чтобы они свои цели выбирали», — сказал Сарым в кулуарах мажилиса.
