Международный финансовый центр «Астана» может стать офшором внутри Казахстана? Таким вопросом задался в ходе заседания Сената Парламента РК министр национальной экономики Серик Жумангарин.
По его словам, «мы теряем налоги из-за того, что МФЦА может стать каким-то дополнительным офшором внутри Казахстана, так что есть вопросы, которые нужно обсудить с руководством МФЦА». И привел в пример одно из предприятий, которое «увело в МФЦА свой головной офис через холдинг, из-за чего страна недополучила больше 200 миллиардов тенге налогов КПН и НДС».
— Это весьма тревожная тенденция, поэтому надо каким-то образом эту лазейку прекратить. Компании, которые в Казахстане есть, юридические лица, могут присутствовать в МФЦА, но при этом мы как республика не должны терять налоги. В этом суть тех изменений, которые мы должны внести, — подчеркнул Жумангарин.
Что происходит? Почему и откуда вдруг такие заявления? Ведь МФЦА был открыт в целях модернизации и развития Казахстана, для создания более привлекательных условий для бизнеса, привлечения потока инвестиций, развития рынка ценных бумаг и обеспечения компаний современными и эффективными инвестиционными инструментами. Идея его открытия была озвучена 10 лет назад, появился же центр в 2018 году. Предполагалось, что МФЦА позволит предприятиям и финансовым учреждениям выходить на рынки Евразии, предоставляя дружественную экосистему качественной инфраструктуры и обеспечивая независимое регулирование. При этом, как указано на сайте МФЦА, данный центр «создает новые возможности как для инвесторов, так и для предпринимателей». Инвесторам предлагаются ценные бумаги государственных и частных эмитентов из Казахстана и других стран региона, для предпринимателей облегчается доступ к инвесторам, а также предлагаются бизнес-проекты разного масштаба.
Так что же все-таки происходит?
За комментариями по поводу озвученного министром национальной экономики «НП» обратилось к отечественному экономисту эксперту Марату Абдурахманову.
— МФЦА действительно было создано для того, чтобы привлечь инвестиции в хай-тек-сектор именно в Астану. В центре действует английское прецедентное право, там другая система налогообложения, вообще все другое. Создавался он также для того, чтобы развивать криптовалюту, торговлю ею и тому подобное. Но что произошло на практике? Увидев такие новшества, некоторые представители крупного бизнеса зарегистрировали там свои дочерние структуры, на которые и перевели активы со своих крупных предприятий. Естественно, с почти что «освобождением» от налогов. Таким образом, например, можно было платить в год 30 миллионов долларов этого самого налога при фактических оборотах предприятия в 20 миллиардов. Но самое главное, происходило-то все это на вполне себе законных основаниях. Добавлю, что есть еще и специальные экономические зоны, где «творится» то же самое. Да, Жумангарин поднял вопрос, чтобы решить озвученную им проблему, каким-то образом урегулировать ее. Вот только сделать это надо в рамках Налогового кодекса и налогового законодательства. Но у нас этого не происходит, потому как в Налоговом кодексе таких правил/положений нет, а Жумангарин, который его представлял, начинает противоречить сам себе. При этом никто почему-то не упоминает о том, что в создавшейся ситуации не помешало бы привести все налоговое законодательство страны к единому знаменателю. И тогда даже НДС можно было бы убрать, — заявил эксперт.