На нынешний год в Казахстане запланирован рекордный объем работ по среднему ремонту автомобильных дорог — почти 6,5 тысячи километров. А что с материалами? Насколько они соответствуют требованиям и какова в них доля казахстанского участия?
Об этом в своем депутатском запросе на имя первого заместителя премьер-министра РК Романа Скляра спрашивает мажилисмен Бауржан Смагулов, по словам которого сегодня в современных условиях, характеризующихся высокой транспортной нагрузкой, климатическими изменениями и необходимостью внедрения инноваций, «особое значение приобретает использование современных, эффективных и экологичных материалов».
При этом, говорит Смагулов, одним из ключевых инструментов регулирования в данной сфере является единая База новых материалов, содержащая перечень добавок, прошедших процедуру подтверждения эффективности. И такой подход, безусловно, необходим.
— Однако, по итогам анализа состава материалов, зарегистрированных в единой базе, была выявлена тревожная диспропорция — из 153 зарегистрированных материалов только 24 отечественного производства. То есть всего 16 процентов. А в перечне технических средств обеспечения безопасности дорожного движения из 42 наименований только 28 произведены в Казахстане, — удивляется депутат.
То есть, несмотря на вроде бы равные процедуры апробации для всех производителей, в результате местные компании каким-то образом оказываются в неравных условиях. И при этом иностранные производители, как правило, работают через крупных дистрибьюторов, выходя на рынок быстрее, тогда как отечественные производители теряют не только время на формальные процедуры, но и возможность быстрой коммерциализации научных и инженерных разработок.
— Такая ситуация тормозит развитие казахстанской науки и производства, а также способствует косвенному финансированию научных и промышленных разработок других государств. При этом иностранные поставщики зачастую не несут ответственности перед государством наравне с отечественными исполнителями, — возмущается Смагулов.
Хотя даже на высоком уровне подчеркивалось, что «одним из стратегических приоритетов государства является развитие отечественного производства, усиление экономического суверенитета и технологической независимости». Плюс акцентировалось внимание на необходимости создания справедливых условий для казахстанских производителей и снятия административных барьеров, обеспечении гарантированного закупа продукции отечественных производителей со стороны национальных компаний, недропользователей и системообразующих предприятий.
Может быть, в таком случае имеет смысл каким-то образом сократить сроки апробации новых отечественных материалов и обеспечить предоставление гарантированного объема их поставок на участках строительства, реконструкции и ремонта? И лишь в случае отсутствия необходимых отечественных материалов предусмотреть введение повышенной ответственности для иностранных поставщиков, аналогичной ответственности подрядных организаций за качество и сроки поставляемой продукции.
— Реализация предложенных мер позволит повысить конкурентоспособность казахстанских предприятий, стимулировать развитие отечественных научных разработок, способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций через локализацию производств в Казахстане, — полагает депутат.