Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Новый транспортный маршрут
ЭкономикаИнфраструктура

Новый транспортный маршрут

Строители автодорожного коридора Центр — Запад приступили к работе

Правительство РК объявило о начале строительства одного из крупнейших инфраструктурных проектов последних лет — автодорожного коридора Центр — Запад. Новый транспортный маршрут должен связать столицу с западными регионами страны. Автотрасса второй технической категории с пропускной способностью до трех тысяч автомобилей в сутки будет пролегать через Аркалык, Тургай и Иргиз. Работы начались одновременно в двух точках — в Аркалыке и в селе Торгай Жангельдинского района.

Для чего?

Главная цель строительства коридора Центр — Запад — это развитие внутригосударственной транспортной инфраструктуры, повышение логистической связности регионов и обеспечение прямого выхода к Каспийскому морю. Проект также нацелен на диверсификацию транспортных потоков, снижение зависимости от внешних транзитных маршрутов и стимулирование социально-экономического развития западных и центральных областей страны.

Новый автодорожный коридор должен способствовать формированию новой оси экономического роста, соединяющей промышленные центры и месторождения полезных ископаемых с экспортными портами. Кроме того, он станет частью трансконтинентальных коридоров между Китаем, странами Центральной Азии и Европой, что повышает его геостратегическое значение.

Планируется построить три транспортные развязки, 20 мостов, один путепровод через железную дорогу, а также обустроить подъездные дороги.

Ожидается, что новый маршрут от Астаны до западных областей будет короче других на 560 километров, что позволит сократить время в пути на пять часов.

Значение для Костанайской области

Для региона строительство коридора открывает дополнительные возможности для экспорта сельскохозяйственной продукции и минеральных ресурсов. Улучшенная транспортная доступность позволит снизить логистические издержки для бизнеса, ускорить доставку товаров и активизировать инвестиционную привлекательность региона. Повысится мобильность населения, возрастет доступ к рынкам труда, здравоохранению и образованию.

Коридор также может стать стимулом для развития сопутствующей инфраструктуры: сервисных зон, логистических центров и предприятий дорожного сервиса, что положительно скажется на занятости и экономике области.

Как отметил аким Костанайской области Кумар Аксакалов, создание логистической сети станет важным фактором для развития региона, особенно южных районов области, и страны в целом.

Дополнительно в рамках проекта планируется модернизация сопутствующей инфраструктуры. Так, в Аркалыке предусмотрено восстановление аэропорта с пропускной способностью около 70 пассажиров в час. Также планируются обновление дороги Жезказган — Петропавловск, реконструкция теплосетей и модернизация местной ТЭЦ.

Сайгаки учтены

В ходе разработки проекта отдельное внимание уделяют вопросам экологической безопасности. Особое значение имеет сохранение традиционных путей миграции сайгаков. По данным Министерства экологии и природных ресурсов, при проектировании маршрута учтены зоны миграции животных, а также предусмотрено строительство специальных подземных и надземных переходов для диких животных в ключевых местах. В зонах миграции сайгаков предусмотрено изменение поперечного профиля дороги, что минимизирует барьерный эффект и обеспечит безопасное пересечение дороги животными. Пологий откос создаст условия для свободного и беспрепятственного перемещения диких животных. Тем не менее природоохранные организации призывают к прозрачности мониторинга и независимой экологической экспертизе в процессе реализации проекта, чтобы избежать негативного воздействия на экосистему казахстанских степей.

Вызовы и проблемы

Среди возможных проблем в реализации проекта можно выделить несколько. Прежде всего высокую стоимость строительства, требующую значительных государственных и частных инвестиций. Не менее важный вопрос — это сложности инженерного характера, связанные с прохождением дороги по труднодоступным и малонаселенным территориям. Необходимость соблюдения экологических стандартов, особенно в отношении биоразнообразия и устойчивого землепользования. Как в любом дорогостоящем проекте, в процессе реализации контрактов и тендеров существуют коррупционные риски. Это проходили уже не раз. Кстати, стоимость проекта не озвучена. И, наконец, долгосрочный характер проекта: строительство может занять несколько лет и потребует постоянного государственного контроля.

Цель оправдывает средства

Автодорожный коридор Центр — Запад представляет собой стратегическую инициативу, нацеленную на усиление транспортной и экономической связности регионов Казахстана. При условии качественной реализации проект способен стать драйвером развития не только Костанайской области, но и всей страны. Вместе с тем успех коридора будет зависеть от сбалансированного подхода к вопросам экологии, прозрачности реализации и взаимодействия с местным населением.

Завершить строительство планируется в 2029 году.

Читайте в свежем номере: