Реконструкция и модернизация железнодорожных вокзалов в Казахстане могут привести к негативным последствиям, если не отреагировать на происходящее должным образом. Об этом в своем депутатском запросе на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова заявил мажилисмен Дюсенбай Турганов.
Напомним, что месяц назад в республике стартовал масштабный государственный проект по модернизации и реконструкции 125 железнодорожных вокзалов страны. При этом в соответствии с постановлением Правительства был утвержден перечень объектов, подлежащих модернизации, а также определены компании-подрядчики, ответственные за реализацию этой инициативы.
— Данный проект предполагает комплексное обновление зданий вокзалов, замену инженерных коммуникаций, благоустройство привокзальных территорий и внедрение современных информационных систем. Однако на текущем этапе реализации проекта выявлен ряд критически важных проблем, которые могут как поставить под угрозу сроки и качество работ, так и создать реальные риски для жизни и здоровья граждан, — утверждает Турганов.

Каким образом? Оказывается, по его словам, в адрес депутатов Мажилиса Парламента РК поступают многочисленные обращения от представителей строительных организаций, участвующих в реализации проекта, которые поднимают несколько ключевых вопросов. Во-первых, говорит мажилисмен, это отсутствие утвержденной проектно-сметной документации.
— То есть на момент начала строительных работ по значительной части объектов такая документация не утверждена и не передана подрядным организациям, — сетует Турганов.
Во-вторых, это функционирование вокзалов в период реконструкции.
— Все объекты остаются действующими, принимая ежедневно тысячи пассажиров. Это создает непреодолимые трудности в организации безопасных строительных и демонтажных работ, нарушает нормы техники безопасности и санитарные нормы. Также необходимо отметить неэффективность применения EPC-контрактов в текущих условиях. Иными словами, возложение полной ответственности на подрядчиков в условиях неподготовленной проектной базы, ограниченного доступа и высокого пассажиропотока является нецелесообразным и чревато срывами и конфликтами. Не говоря уже о риске снижения качества работ и угроз безопасности, — полагает Дюсенбай Турганов, добавляя, что «реальная угроза снижения качества строительных работ, отклонений от нормативов и возникновения аварийных ситуаций существует из-за ограниченности доступа к объектам».
Для того чтобы «не допустить негативных последствий и обеспечить успешную реализацию столь важного проекта, стоит провести независимую техническую экспертизу проектов модернизации каждого вокзала до начала строительных работ с обязательным учетом специфики функционирования объектов в период модернизации».
Также, предлагает депутат, не помешало бы «пересмотреть этапы и сроки реализации проекта, предусмотрев временное закрытие отдельных вокзалов или создание альтернативных временных транспортных узлов с учетом интересов всех участников проекта».
— И наконец, утвердить пообъектный график предоставления ПСД, приостановив начало строительных работ до полного завершения проектной стадии и передачи утвержденной документации подрядным организациям, — заключил депутат. Надеясь, что принятые меры хоть в какой-то степени действительно помогут избежать негативных последствий происходящего.