Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Зеркало системных проблем
ЭкономикаАгропром

Зеркало системных проблем

Почему Казахстан наращивает импорт картофеля в 2025 году

Картофель вновь оказался в центре внимания. На этот раз — как стратегический индикатор состояния аграрного сектора Казахстана. Растущий импорт, нестабильные цены и проблемы с переработкой поднимают старый, но болезненный вопрос: почему страна, обладающая богатым агропотенциалом, не может насытить внутренний рынок собственной продукцией?

Меняем свеклу на картофель?

В середине июля фермер из СКО Андрей Стрелец написал на своей странице в Facebook, что ему частенько задают вопрос по предстоящим ценам на картофель и по прогнозам на урожай.

«Каждый год, когда на определенную сельхозкультуру (лук, морковь и прочее) был повышенный спрос, как на картофель в прошлом году, увеличивалось количество фермеров, которые на свой страх и риск брались выращивать новую культуру со всеми вытекающими. Так произошло в этом году: огромное количество фермеров, не имея навыков, по принципу «живу же в деревне и с детства сажаю под лопату картошку» посадили большое количество этого корнеплода. Статистика большого ввоза из-за рубежа семенного материала говорит сама за себя. К чему все это приведет осенью, мы тоже уже знаем. Проходили. Фермеры, которые в угоду высоких цен на картофель в этом году кинулись выращивать «второй хлеб» в немалых объемах, просто обвалят цену в пик уборки. Так было в 2014-м и 2019 годах. Если брать соседей с севера и юга, выкопка хорошего урожая раннеспелого картофеля резко не снизила цену на этот продукт, как обычно происходило раньше. Теперь к главному (включаю «Вангулятор») — насколько упадет цена на картоп в пик уборки. Думаю, до 200 тенге, а то и ниже, и это не только мое мнение, но и других фермеров-картофелеводов. Хочу заметить, что в этом году много фермеров из южных областей нашей страны отказались выращивать сахарную свеклу и перешли на картофель, но неблагоприятные погодные условия (жара, нехватка влаги, нашествие саранчи) сильно повлияют на урожайность», — считает фермер.

Импорт растет, и это тревожный сигнал

Казахстан продолжает наращивать импорт картофеля. По данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, за январь-май текущего года объем закупок за границей достиг 145,3 тысячи тонн, что в восемь раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. За пять месяцев текущего года иностранные поставщики получили за продажу картофеля в РК 38,5 миллиона долларов. Рост за год колоссальный — в 11,6 раза.

Что касается прочих овощей и корнеплодов, то эксперты значительного увеличения объемов их импорта не наблюдают. Однако, если рассмотреть ситуацию в долгосрочном периоде, можно отметить рост по всем позициям, кроме моркови. В 2024 году в сравнении с показателями пятилетней давности импорт огурцов увеличился в 2,3 раза, томатов — на 40,2 процента, капусты — на 22,4 процента. 

Надо понимать, что столь значительное увеличение стоимостного объема импорта произошло не только из-за роста в тоннах, но и вследствие удорожания продукта. Расчетная же стоимость тонны импортного картофеля за период увеличилась на 47 процентов. Это не могло не отразиться на ценах на внутреннем рынке Казахстана. Согласно данным БНС, с наступлением зимы рост стоимости корнеплода ускорился. В декабре индекс потребительских цен на этот продукт был самым высоким в сравнении с прочими овощами (137,7 процента) и затем увеличивался ежемесячно вплоть до апреля. Весной годовой прирост цен на картофель составлял уже 79 процентов, в июне — 54,9.

Эксперты называют картофель своеобразным индикатором продовольственной устойчивости страны. Когда на полках магазинов появляется импортный картофель в разгар весны, это говорит о том, что внутренний запас либо закончился, либо стал непригодным к употреблению из-за отсутствия должной логистики и хранения.

Урожай-2025: надежды и опасения

По данным Минсельхоза, в текущем году картофель занимает 83,4 тысячи гектаров, что на 11,3 тысячи гектаров больше по сравнению с прошлым сезоном. В начале июля на брифинге министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров в связи с увеличением посевной площади картофеля заверил: «Я думаю, урожайность будет нормальная и картофеля будет достаточно. И осенью цена, я думаю, будет снижена». Впрочем, с осенью все понятно. Население больше волнует, какая цена будет после Нового года. 

Впрочем, по некоторым оценкам, засушливая весна и локальные паводки в Восточном Казахстане и Алматинской области могут существенно повлиять на объем сбора. Ожидается, что валовой сбор картофеля будет несколько ниже прошлогоднего. В регионах с преобладанием фермерского и сектора личных подсобных хозяйств наблюдается снижение активности. Из-за высоких цен на семенной материал, удобрения и ГСМ мелкие хозяйства сокращают объемы посадок. Это означает, что внутренний рынок все больше зависит от крупных агрохолдингов, а следовательно, от их логистических возможностей и экспортных предпочтений. 

Прошлогодний урожай в 2,9 миллиона тонн при потребности страны в 2 миллиона тонн показал потенциал, но высокий экспортный спрос «перетянул одеяло на себя».

Цены: между ожиданиями и реальностью

Ценовая политика на картофель в Казахстане уже вызвала волну недовольства среди потребителей. Весной 2025 года цена на картофель в рознице достигала 350-400 тенге за килограмм, что стало рекордом за последние пять лет. Сейчас, в августе, с поступлением молодой продукции цены снизились до 200-250 тенге, но это снижение носит сезонный характер и не решает системных проблем. Аналитики прогнозируют, что к осени этого года стоимость картофеля может вновь вырасти, особенно если окажется, что объемы хранения и качество урожая окажутся ниже ожидаемых. 

Кроме того, нестабильность на валютных рынках и логистические издержки по импортным поставкам создают дополнительное давление на цены. Вопрос уже не в цене на картошку, а в управляемости системой.

Как отмечает эксперт Баян Абдрахманова, парадокс в том, что речь идет не о каком-то редком товаре.

«Картофель — базовый продукт. Но именно он оказался в эпицентре ценового шторма, который теперь угрожает не только кошелькам, но и доверию к экономической политике в целом», — считает эксперт. 

Слабое звено

Казахстан до сих пор не может похвастаться развитой системой переработки картофеля. На фоне роста потребления полуфабрикатов и картофеля фри в городах в стране отсутствуют мощные современные предприятия по глубокой переработке картофеля. Причины известны. Это отсутствие инвестиций в переработку, поскольку аграрный бизнес не видит гарантий возврата вложений при отсутствии стабильного госзаказа или субсидий. Низкий уровень стандартизации продукции: не всякий картофель годится для переработки. Требуются стабильное качество, калибр и определенный сорт. Отсутствие спроса от сетевого ритейла и ресторанного сектора на отечественные полуфабрикаты: проще и дешевле закупать готовую продукцию из России, Беларуси или Европы.

Кстати, в Алматинской области начали выращивать картофель для чипсов. Впрочем, идею наладить такое производство долго вынашивали и в Павлодарской области, и картофель соответствующий выращивали, но не задалось. Инвестиций не нашли. 

Чего ожидать?

Ситуация с картофелем в Казахстане — это не просто история о дефиците овоща. Это зеркало системных проблем агропромышленного комплекса: низкая производительность, слабая инфраструктура, недостаток инвестиций и управленческого планирования. Пока картофель, а это продукт ежедневного спроса, вынуждает страну полагаться на импорт, говорить о продовольственной безопасности всерьез невозможно. Решения, как всегда, лежат на поверхности: нужно стимулировать создание современных логистических и перерабатывающих центров, обеспечивать поддержку фермерам не только в виде субсидий на семена, но и через гарантии сбыта. И главное — выстроить систему, в которой внутренний производитель будет конкурентоспособен не только на бумаге, но и в торговой сети.

«Казахстан не может больше игнорировать сигналы с продовольственного фронта. Картофель стал маркером: система дала сбой. Это кризис, который можно превратить в точку роста, но только если действовать системно. Возврат доверия возможен, если государство перестанет имитировать действия и начнет реально управлять», — считает эксперт Баян Абдрахманова.

Читайте в свежем номере: