Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Мы помним…
ИсследованияАрхив

Мы помним…

Движение «Невада-Семипалатинск» — время великих возможностей

В 1991 году лидер международного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск» Олжас Сулейменов инициировал создание Глобального антиядерного альянса и первой межпарламентской делегации СССР, США и Великобритании, целью которой было провести межпарламентский референдум, чтобы все парламенты мира ответили на один вопрос: «Нужно ли ядерное оружие нашей стране и человечеству?».

Парламенты ядерных держав были готовы ответить нет!

Движение, родившееся на казахстанской земле, подарило человечеству шанс отказаться от ядерного конца и продолжить путь в будущее. Но люди легко забывают свою историю, и мир снова стоит на грани уничтожения.

Мы попросили лидера движения Олжаса Омаровича Сулейменова рассказать важную главу истории мира, автором которой он был Олжас Сулейменов, президент международного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск».

Казахстан, ты огромен — 
пять Франций — 
без Лувров, Монмартров — 
уместились в тебе все Бастилии грешных столиц.

Ты огромной каторгой
плавал на маленькой карте.
Мы, казахи, на этой каторге родились.

В то удивительное время мы переживали миг демократии. Краткий миг, которым мы воспользовались по-настоящему. 

Международный Конгресс_1_Избиратели мира против ядерного оружия_1990 г. (архив МАД Невада-Семипалатинск).jpg

День, когда казахские рабочие проявили свое понимание истории

В 1989 году движение остановило на Семипалатинском полигоне 11 взрывов из 18 запланированных на тот год, с каждым днем обретая всенародную поддержку. 

В ноябре мы приняли участие в организации забастовки шахтеров Караганды. Требования организаторов были в основном экономические. Я настоял на включении в список наших требований главного пункта — остановить испытания ядерных зарядов. Последний взрыв раздался 19 октября, когда еще шла забастовка. 

Шахтеры под руководством движения «Невада-Семипалатинск» выступили с требованием: «Мы считаем этот взрыв 19 октября 1989 года последним в истории испытаний. Если раздастся еще хоть один, забастовка будет продолжена до указа президента СССР о полном завершении испытаний! К нашей забастовке присоединятся все крупные предприятия КазССР».

Такое обращение мы отослали срочным письмом в Москву.

И оно подействовало. Седьмой взрыв оказался последним. Больше ни одно испытание на Семипалатинском полигоне не случилось.

Эту дату — 19 октября — уже давно необходимо включить в календарь знаменательных и памятных дат Казахстана и человечества. 

День, когда казахстанские рабочие проявили свое понимание истории.

Казахстан тогда приобрел особый статус. С тех пор нас помнят как лидера антиядерного движения в мире. Впервые народ Казахстана выступил против сорокалетней беды, осознав свою боль как общую боль человечества.

Руководство военно-промышленного комплекса попыталось ввести в дело резервный полигон на Новой Земле. Верховный Совет, в котором по моей инициативе была создана парламентская ассоциация «За безъядерный мир» (150 активнейших голосов из 500!), воспротивился этому. 

20 ноября 1989 года было принято Постановление Верховного Совета СССР с поручением Правительству страны рассмотреть вопрос о закрытии Семипалатинского полигона.

Вскоре мы начали получать много звонков и писем от наших появлявшихся за рубежом союзников с поздравлениями и словами поддержки. Так показала себя в действии модель осознанной взаимозависимости народной дипломатии и парламентской.

Эта модель впервые начала проявляться в политике нашего государства благодаря активности движения. За ней начинало брезжить, угадываться желаемое нами будущее страны. У меня есть строчки:

Ты испытал такое –
вставать с колен?
Неведомое счастье –
подняться в рост!
Крылатое мгновенье,
как взмах пера,
талант бойца –
уменье 
понять – пора!
Предчувствовать событье –
нелегкий дар.
Пора!
Ты из укрытия
и под удар!

Тогда наше ощущение – пора! – и объективно подготовленный временем момент совпали в великом стремлении человечества к миру. 

…В марте 1990 года мы разослали сообщение о том, что движение «Невада-Семипалатинск» проведет в Алма-Ате международный конгресс под девизом «Избиратели мира против ядерного оружия».

Первыми, кому послали приглашение, стали главы организации «Врачи мира против ядерной войны» доктор Лаун (США) и доктор Чазов (СССР). Затем оповестили антиядерщиков Японии, Франции, Англии. Получили подтверждения их участия. Из США сообщили, что в конгрессе изъявили желание участвовать сотни избирателей, знающих об успехах движения «Невада-Семипалатинск». И недавно возникшая организация «Парламентарии за глобальные действия» обязательно пришлет свою делегацию. Целый ряд конгрессменов и сенаторов активно высказались за участие в этом обсуждении. Такие же обнадеживающие сигналы поступили из Англии и Франции — стран, входящих в Атомный клуб. Стран, где избираемый еще зависит от избирателя. 

Чем наш конгресс будет отличаться от всех других? Впервые в одном зале плечом к плечу будут работать и дискутировать избиратели и избираемые. Это будет форум народной дипломатии и парламентской, участвующих в обсуждении главного вопроса века.

Я помню атмосферу конгресса, насыщенного кислородом чистых намерений, поступков и надежд. И нам было дано на себе это почувствовать. Возможно, кто-то в этот момент потихоньку делал себе карьеру, но мы, не скрываясь, участвовали в создании нового мира и его надежд.

Не забыть вдохновением наполненный зал конгресса! Ни одного занудного доклада, ни одной речи по бумажке. Говорили профессионально и экспромтом о новой данности — несколько месяцев молчит Семипалатинский полигон, остановился полигон на Новой Земле. Советский Союз прекращает испытания, а может, уже прекратил! Дело за нами!

Международный Конгресс_3_Избиратели мира против ядерного оружия_1990 г. (архив МАД Невада-Семипалатинск).jpg

Великая возможность мира

В январе 1991 года мы как никогда были близки к всемирному отказу от ядерного оружия. Провели учредительную конференцию Глобального антиядерного альянса в Нью-Йорке, в зале Штаб-квартиры ООН. Мы объединили все антиядерные, антивоенные и экологические движения мира. Выступая на конференции, я предложил провести межпарламентский референдум, чтобы все парламенты мира, а их около 200, ответили на один вопрос: «Нужно ли ядерное оружие нашей стране и человечеству?».

И первым парламентом, который ответит на этот вопрос, я предложил считать Верховный Совет СССР.

Бывший министр иностранных дел СССР Шеварднадзе тогда оказался в Нью-Йорке. Он связался с Горбачевым и сообщил ему об этой программе. Тот поддержал — пусть Верховный Совет СССР будет первым в этом референдуме.

А если Парламент самой сильной ядерной державы заявит, что ему не нужно ядерное оружие, тогда и остальным — американцам, англичанам, французам и китайцам — придется согласиться!

В Глобальном антиядерном альянсе мы создали первую межпарламентскую делегацию: два конгрессмена и два сенатора США, два парламентария из Англии и двое из СССР — руководитель атомного института Евгений Велихов и Сулейменов (Велихов тогда заболел и вместо него полетел Владимир Якимец). 

Такая делегация трех ядерных держав Запада и Востока была создана впервые в истории. И это было большим обещанием объединения, а не распада.

Целью нашей было подготовить референдум и парламенты к голосованию за безъядерный мир.

Делегация вылетела в Москву, где мы обсудили с Горбачевым нашу программу, а вечером, не задерживаясь, вылетели в Лондон. Там в эти дни сменялся премьер-министр, и поэтому он не мог нас принять. Но мы не стали откладывать нашу миссию и встретились с министром обороны Великобритании, изложив ему наши планы. Из Лондона отправились в Вашингтон для встречи с Бушем-старшим. Тот еще не вернулся из командировки в Мексику. Мы объяснили наш план советнику по безопасности и обороне, а уходя, в коридоре Белого дома неожиданно встретили Буша, усталого после полета, но улыбчивого. Конгрессмены нас представили, и мы обсудили все в коридоре. 

Через час наша делегация покидала Белый дом с уверенностью, что и Конгресс, и Сенат США примут участие в запланированном референдуме. Конечно, мы видели, что некоторые американские генералы хотели закончить холодную войну по-своему, но в то же время убедились, что многие конгрессмены и сенаторы были искренни в своем желании снять с повестки дня главный вопрос современности — угрозу уничтожения жизни на земле. 

Какая это была возможность! Сохранить страну и сохранить мир в третьем тысячелетии. Использовать удивительное историческое мгновение! Все готовились к этому великому событию. Кто-то с надеждой. Кто-то не представлял, что свободное волеизъявление в нашей стране возможно. Но в Москве, Нью-Йорке, Лондоне и других столицах парламентарии были подготовлены к миру. 

И мы знали, что большинство на референдуме ответит нет ядерному оружию! 

Это был колоссальный шанс. Отношения Советского Союза и США были как никогда близки. Мир уверенно шел к единству — к эпохе осознанной взаимозависимости! 

Олжас_Митинг МАД Невада-Семипалатинск 1989 г. (архив МАД Невада-Семипалатинск).jpg

***

…А сейчас мы с ужасом не отходим от телевизора, чтобы узнать, как один за другим бомбят друг друга США, Иран, Израиль, Палестина, Индия, Пакистан, Украина… К этим бедам современного мира привели ошибки бездарных политиков. 

В 1991-м кто-то подсказал Ельцину уравнение: нет СССР — нет и президентской должности. Чтобы снять Горбачева и выиграть это соперничество, ему надо было ликвидировать Советский Союз. Вот о чем думали пьяные «демократы» в Беловежской пуще, совершая антигосударственный переворот и неслыханное в истории ограбление собственной страны. 

Через год, завершая свою речь в Конгрессе США, Ельцин в должности президента России и уже привычно нетрезвом состоянии под аплодисменты провозгласил молитвенное: «Господи, благослови Америку!..».

Эта фраза не была пустой. В ней отразился захват власти и уничтожение страны без всякой ядерной атаки, а в результате перестройки, к которой привлекли не архитекторов, а пьяных прорабов, разрушивших до основания социализм и ухнувших в рыночный феодализм и бесконечные войны.

История совершается, когда сочетаются тысячи насыщенных биографий в одну большую биографию народов. Мы знаем, что эту единую судьбу можно мгновенно сократить. Собранную всем временем в тысячелетиях, судьбу эту за несколько секунд можно прекратить вообще! Так и была упущена великая возможность спасения человечества, которая дается раз в истории.

Теперь мы снова подошли к обрыву, за которым нет дорог. Но конец мира, который приближают бездарные политики, не устраивает нас — людей на этой земле. Ни один народ, ни человечество.

Едва ли наши народы заслужили такой финал. Мы заслужили годы и века долгой творческой жизни.

Это понимание делает еще более важной память о том времени и событиях, в которых нам посчастливилось поучаствовать. О тех датах мирового значения, которые и наше движение добавило историкам. И тех великих возможностях, о которых мы помним. 

И желаем правительствам не забывать, а воспользоваться ими и оставшимся временем, пока еще не совсем поздно.

Фото Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО

Читайте в свежем номере: