В преддверии цифровой перестройки Казахстан делает ставку на Aitu — суперприложение, которое призвано стать сердцем общения, сервисов и госуслуг. Это не просто мессенджер — это инфраструктура нового уровня, с музыкой, фильмами, мини-приложениями, ИИ-ассистентами и интеграцией с eGov.
Старт дан
С легкой руки Президента страны Aitu стал «национальным мессенджером», теперь все госслужащие и квазигоссектор будут обязаны пользоваться им для официальной переписки и общения. С 15 сентября в стране введут нулевую тарификацию для обеспечения доступа к сервисам Aitu, eGov, eGov Business и eOtinish. Это значит, что казахстанцы смогут использовать эти приложения даже с долгом на мобильном счете.
Впрочем, как отметил вице-министр цифрового развития Дмитрий Мун на брифинге в СЦК, нововведение может коснуться не всех сервисов.
«Поручение нацелено на то, чтобы у гражданина была возможность коммуникаций для каких-то экстренных ситуаций, а не для того, чтобы смотреть видео и слушать музыку», — отметил он.
Помимо переписки Aitu предлагает голосовые и видеозвонки, каналы и мини-приложения, платежный кошелек, функции цифрового государства, интеграцию с eGov и даже музыку, сериалы и игры. На сегодня зарегистрировано около шести миллионов пользователей, из них активных 500 тысяч в месяц. Пока однозначно не густо.
Вызовы и критика
Нового не бывает без претензий. Согласно отзывам на форумах, датируемым 2020-2021 годами, жалобы были на серьезные баги: музыка не проигрывалась, реклама лезла неуместно, интерфейс глючил, регистрация по SMS не работала, приложения зависали.
Много вопросов и к безопасности. Это один из главных на сегодня вопросов. Так вот, эксперты указывают, что Aitu избегает ответов о деталях технической защиты, ссылаясь на «национальную безопасность». Это вызывает вопросы о реальной безопасности и прозрачности. Впрочем, мы это уже проходили. На фоне роста популярности Aitu мошенники начали применять Aitu Pass (сервис облачной ЭЦП), маскируясь под службу поддержки и выуживая у пользователей подтверждающие коды, угрожая штрафами.
Есть вопрос и к тому, чье это детище. Хотя Aitu позиционируют как отечественный продукт, разработчиком выступает BTS Digital, связанная с ERG — управляющая компания зарегистрирована в Люксембурге. Это вызывает вопросы о реальной отечественности и контроле над платформой.
Сравнение с российским мессенджером Мах
Стоит заметить, что казахстанская инициатива совпала с запуском в России национального мессенджера Мах. Однозначно прослеживаются некоторые схожие темы, например, причины внедрения. Обе страны ссылаются на утечку данных и национальную безопасность. Ограничения на WhatsApp/Telegram. Функционал суперприложения — чаты, госуслуги, медиа.
Наблюдается перекличка тем. Оба проекта — государственный ответ на цифровые вызовы. Они объединяют коммуникации и услуги, но сталкиваются с похожими рисками — прозрачность, доверие, безопасность и уязвимость пользователей.
Цифровой суверенитет — это не перерисованный интерфейс и обязательный переход госслужащих. Это открытость, безопасность, простота и, главное, доверие. Только так национальный мессенджер сможет стать действительно народным.
Испытано на себе
Казахстанский политолог и историк Данияр Ашимбаев в своем Telegram-канале поделился первыми ощущениями от работы нового мессенджера.
«Скачал «национальный мессенджер» Aitu и даже открыл на нем канал. Первое впечатление — на троечку. Нужного не хватает, зато много лишнего. Такое ощущение, что создавался под одни задачи, а затем срочно был адаптирован под линию партии. Посмотрим, может, будет дорабатываться. Народу пока немного. В телеге у того же «Тенгриньюс» 264 тысячи подписчиков, в Aitu — 11,4 тысячи. У Акорды, соответственно, 68,9 и 1,1 тысячи. Без адмресурса загнать туда аудиторию будет сложновато», — высказался он.