Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Aitu vs MAX
ИсследованияТехнология

Aitu vs MAX

Национальные мессенджеры на рубеже доверия и технологий

В преддверии цифровой перестройки Казахстан делает ставку на Aitu — суперприложение, которое призвано стать сердцем общения, сервисов и госуслуг. Это не просто мессенджер — это инфраструктура нового уровня, с музыкой, фильмами, мини-приложениями, ИИ-ассистентами и интеграцией с eGov.

Старт дан

С легкой руки Президента страны Aitu стал «национальным мессенджером», теперь все госслужащие и квазигоссектор будут обязаны пользоваться им для официальной переписки и общения. С 15 сентября в стране введут нулевую тарификацию для обеспечения доступа к сервисам Aitu, eGov, eGov Business и eOtinish. Это значит, что казахстанцы смогут использовать эти приложения даже с долгом на мобильном счете.

Впрочем, как отметил вице-министр цифрового развития Дмитрий Мун на брифинге в СЦК, нововведение может коснуться не всех сервисов.

«Поручение нацелено на то, чтобы у гражданина была возможность коммуникаций для каких-то экстренных ситуаций, а не для того, чтобы смотреть видео и слушать музыку», — отметил он.

Помимо переписки Aitu предлагает голосовые и видеозвонки, каналы и мини-приложения, платежный кошелек, функции цифрового государства, интеграцию с eGov и даже музыку, сериалы и игры. На сегодня зарегистрировано около шести миллионов пользователей, из них активных 500 тысяч в месяц. Пока однозначно не густо.

Вызовы и критика

Нового не бывает без претензий. Согласно отзывам на форумах, датируемым 2020-2021 годами, жалобы были на серьезные баги: музыка не проигрывалась, реклама лезла неуместно, интерфейс глючил, регистрация по SMS не работала, приложения зависали. 

Много вопросов и к безопасности. Это один из главных на сегодня вопросов. Так вот, эксперты указывают, что Aitu избегает ответов о деталях технической защиты, ссылаясь на «национальную безопасность». Это вызывает вопросы о реальной безопасности и прозрачности. Впрочем, мы это уже проходили. На фоне роста популярности Aitu мошенники начали применять Aitu Pass (сервис облачной ЭЦП), маскируясь под службу поддержки и выуживая у пользователей подтверждающие коды, угрожая штрафами.

Есть вопрос и к тому, чье это детище. Хотя Aitu позиционируют как отечественный продукт, разработчиком выступает BTS Digital, связанная с ERG — управляющая компания зарегистрирована в Люксембурге. Это вызывает вопросы о реальной отечественности и контроле над платформой.

Сравнение с российским мессенджером Мах

Стоит заметить, что казахстанская инициатива совпала с запуском в России национального мессенджера Мах. Однозначно прослеживаются некоторые схожие темы, например, причины внедрения. Обе страны ссылаются на утечку данных и национальную безопасность. Ограничения на WhatsApp/Telegram. Функционал суперприложения — чаты, госуслуги, медиа.

Наблюдается перекличка тем. Оба проекта — государственный ответ на цифровые вызовы. Они объединяют коммуникации и услуги, но сталкиваются с похожими рисками — прозрачность, доверие, безопасность и уязвимость пользователей.

Цифровой суверенитет — это не перерисованный интерфейс и обязательный переход госслужащих. Это открытость, безопасность, простота и, главное, доверие. Только так национальный мессенджер сможет стать действительно народным.

Испытано на себе

Казахстанский политолог и историк Данияр Ашимбаев в своем Telegram-канале поделился первыми ощущениями от работы нового мессенджера.

«Скачал «национальный мессенджер» Aitu и даже открыл на нем канал. Первое впечатление — на троечку. Нужного не хватает, зато много лишнего. Такое ощущение, что создавался под одни задачи, а затем срочно был адаптирован под линию партии. Посмотрим, может, будет дорабатываться.  Народу пока немного. В телеге у того же «Тенгриньюс» 264 тысячи подписчиков, в Aitu — 11,4 тысячи. У Акорды, соответственно, 68,9 и 1,1 тысячи. Без адмресурса загнать туда аудиторию будет сложновато», — высказался он.

Читайте в свежем номере: