Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Новый тренд в культуре – ИИ-веганство
ИсследованияТехнология

Новый тренд в культуре – ИИ-веганство

Искусственный интеллект (ИИ) умеет разговаривать и писать, рисовать и сочинять музыку, ставить медицинский диагноз, решать математические задачи, создавать компьютерные программы и многое другое. Не только технократы, но уже и главы государств, правительств и международных организаций уверяют, что без ИИ прогресс недостижим. 

С развитием ИИ-платформ растет их аудитория. По подсчетам ООН, если в 2020 году ими пользовались 110 миллионов человек, то в 2025 -м количество таких людей выросло в три раза, до 314 миллионов. При этом, как все чаще отмечают мировые медиа, нарастает и так называемое ИИ-веганство, которое становится тенденцией современной культуры. (В скобках поясним, что в питании веганы отличаются от вегетарианцев полным отказом от продуктов животного происхождения, в том числе от молока и яиц, поглощая только растительную пищу.)

Говоря простым языком, ИИ-веганство — это сознательный отказ от ИИ в учебе, работе и повседневной жизни. Для объяснения тренда применительно к ИИ журнал Forbes Life предоставил слово специалистам. По их мнению, за этой практикой стоит далеко не только и не столько страх перед новыми технологиями, то есть своеобразный неолуддизм, но и гораздо более широкий спектр причин. 

Сооснователь онлайн-университета «Зерокодер» Кирилл Пшинник считает, что ИИ-веганы острее ощущают риск и неэтичность как разработки, так использования моделей ИИ. Отказников от него, например, возмущает, что обучение таких моделей идет на чужом контенте без согласия и оплаты его создателей, то есть с массовым нарушением авторского права. «Недоверие усиливает алгоритмическая аверсия: даже доказанная точность рекомендаций ИИ не перекрывает веру в высшую экспертность человека, — говорит Пшинник. — Дополняют картину экологические тревоги: расчеты показывают, что дата-центры для ИИ потребляют все больше электроэнергии и воды, а значит, усугубляют вредные выбросы и дефицит ресурсов. К этому добавляются опасения потерять критическое мышление и стать зависимым от подсказок нейросети, а также недоверие к концентрации техновласти в руках всего нескольких IT-корпораций». 

В основе ИИ-веганства лежит и отражение культурных механизмов. Научный сотрудник группы «Адаптивные агенты» института AIRI Андрей Полубаров обращает внимание на два обстоятельства. Первое — отсутствие прозрачности: ИИ работает как «черный ящик», поскольку человеку сложно или вообще невозможно понять, чем руководствуется в своих выводах нейросеть. Второе — угроза идентичности со стороны ИИ. Коль он выполняет интеллектуальную работу, которую раньше делал только человек, то это вызывает внутренний конфликт и ощущение, что человека лишают его уникальности.

Использование ИИ не лучшим образом влияет на мозг и психику человека. Трансперсональный психолог и член исследовательской комиссии международной ассоциации EARTH Галина Шикина сравнивает работу ИИ с маркетингом — оба они борются за внимание человека сомнительными способами. 

«Любая LLM-модель, будь то ChatGPT, Claude, Deep Seek или Perplexity, построена так, чтобы удерживать нас как можно дольше в контакте, — объясняет Шикина. — Но дело не только в технологиях — в ней есть и психология. По сути, мы общаемся с системой, в которой «зашиты» приемы из нейромаркетинга и поведенческие стереотипы. Мы не пользователи, а участники тонкой игры за собственный фокус». Проще говоря, человек для ИИ — подопытный, из которого надо выжать максимум коммерческой выгоды.

Например, когда человек посылает запрос ИИ-модели, она считывает не только слова, но и анализирует самого пользователя, прощупывая его триггеры. В том числе внушает, что понимает человека, хотя уже доказано, что ИИ не понимает, о чем говорит или пишет, и не обладает логикой, закладывает в своих ответах микрокрючки, побуждающие задать следующий вопрос, пользуется массой других уловок.   

«Это похоже на искусство хорошего продавца: не примитивно толкать товар, а сделать так, чтобы вы сами захотели остаться в магазине и купить, — говорит Шикина. — Разница в том, что в виртуале мы можем провести сотни сессий, и каждая из них оставляет след в мозге». По словам специалиста, работа диалоговых ИИ строится на тех же принципах, что и весь современный маркетинг.

Среди этих принципов дофаминовая (дофамин — гормон удовольствия) динамика — чередование маленьких наград и интриг, чтобы удержать интерес; ритм разговора — краткость и эмоциональные пики в нужные моменты; нейролингвистические якоря — слова и образы, вызывающие заданное чувство. «Разница лишь в том, что маркетологу нужно продать вам продукт, а ИИ — удержать вас в разговоре, — объясняет Шикина. — Но по факту результат один: вы отдаете время, когнитивную энергию и свое внимание. Мы видим парадокс: ИИ может быть и помощником, и костылем. Все зависит от того, кем мы позволяем ему быть в нашей жизни».

Далеко не все ИИ-веганы понимают маркетинговую суть моделей ИИ, но интуитивно не желают пользоваться ИИ как костылем и не верят в его бескорыстие как помощника.

Читайте в свежем номере: