Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Один страх сменяется другим
ИсследованияТехнология

Один страх сменяется другим

Подавляющее большинство компаний не получает выгоды от ИИ

По разным оценкам, от 30 до 40 миллиардов долларов вложили к настоящему времени во внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в свой бизнес американские компании, но 95 процентов из них не получают от этого выгоды. Такова оценка группы исследователей Массачусетского технологического института (MIT), опубликовавших соответствующий отчет 18 августа.

Игрушка для забавы

В документе говорится, что ситуация выглядит неутешительно. В семи из девяти ключевых отраслей экономики США от фармацевтики и розничной торговли до финансов внедрение ИИ не принесло заметных результатов. Исследование охватило 300 компаний и показало, что главная причина неудач — неспособность ИИ-систем учиться и мыслить подобно человеку.

Нейросети не запоминают обратную связь с человеком, не адаптируются к контексту задач и не улучшают помощь бизнесу вопреки усилиям разработчиков. Например, широко известные искусственно-интеллектуальные универсальные модели ChatGPT американского разработчика OpenAI с большими оговорками подходят лишь для личного делового применения, но практически бесполезны в бизнесе. Ему нужны глубоко интегрированные инструменты, а не поверхностные болтуны, чем грешат многие модели ИИ.

Оценки MIT также свидетельствуют о несогласованности затрат. Более половины бюджетов на ИИ американские корпорации тратят на маркетинг и продажу, хотя наибольшую рентабельность приносит автоматизация офиса, в том числе сокращение расходов на аутсорсинг и агентские услуги. Вместо того чтобы повышать производительность бизнеса, нейросети лишь незначительно улучшают решение мелких задач. Компании тратят огромные средства на направления, которые не приносят прямого финансового результата, отмечают авторы MIT.

К схожим выводам пришел известный разработчик программного обеспечения американская корпорация IBM. Она опросила 2000 руководителей и установила, что 64 процента из них внедряли нейросети не от реальных потребностей бизнеса, а из вызванного ажиотажем страха упустить момент и отстать от конкурентов. Сейчас этот страх сменяется страхом разориться.

И MIT, и IBM подтрунивают над тем, что быстрее всего модели ИИ приживаются и приносят эффект в индустрии цифровых развлечений. По данным Google, 90 процентов разработчиков компьютерных игр уже доверяют их создание нейросетям, а 97 процентов таких фирм уверены, что технологии генеративного ИИ меняют природу развлекательной виртуальности, способствуя ее коммерциализации. Приводя аналог русской поговорки делу время, а потехе час, MIT подчеркивает, что разработка и эксплуатация виртуальных игр — далеко не тот бизнес, который оказывает серьезное влияние на экономику в целом.

Ушли в минус

Буквально на следующий день после публикации MIT, 19 августа, отреагировали сначала американские, а затем азиатские и европейские биржи. Стоимость акций технологических компаний США ощутимо упала из-за опасений, что ажиотаж вокруг ИИ может оказаться неоправданным. Например, цена бумаг крупнейшего в мире производителя чипов Nvidia (она первой достигла капитализации 4 триллиона долларов) снизились на 3,5 процента.

Стоимость акций разработчика программного обеспечения для Пентагона и разведсообщества США компании Palantir упала на 9,4 процента, а бумаг конструктора чипов фирмы Arm — на 5 процентов. Акции Oracle и Advanced Micro Devices, двух из пяти компаний с наибольшей капитализацией, упали на 5,9 и 5,4 процента соответственно. Технологический индекс Nasdaq Composite понизился на 1,4, а индекс «голубых фишек» S&P 500 — на 0,7 процента.

Европейские и азиатские рынки поплыли в фарватере Уолл-стрит и также зафиксировали падение. Цена акций крупнейших в Европе немецких технологических компаний SAP и Infineon Technologies снизилась соответственно на 0,8 и 1,4 процента. Европейский индекс Stoxx Europe 600 упал на 0,4, японский Nikkei 225 — на 1,5, южнокорейский Kospi — на 0,6 процента. Трейдеры напрямую связали снижение цен с отчетом, опубликованным Массачусетским технологическим институтом.

Его оценки в отличие от высказанных до публикации MIT опасений гендиректора ведущего разработчика моделей ИИ компании OpenAI Сэмюэля Альтмана оказали гораздо более сильное влияние на позиции техногигантов. Хотя он тоже заволновался и заговорил о возможном формировании на рынке ИИ финансового пузыря, имеющего обыкновение лопаться. «Я действительно думаю, что некоторые инвесторы могут потерять значительные суммы. Я не хочу умалять проблему. Это серьезно, — сказал Альтман за три дня до публикации MIT. — Будут периоды иррационального ажиотажа».

Августовская биржевая лихорадка среди высокотехнологичных монстров, занимающихся ИИ, началась спустя семь месяцев после того, как китайская компания Deep Seek, тоже работающая с ИИ, вызвала кратковременный рыночный всплеск. Она объявила о достижениях, достигнутых при меньших вычислительных мощностях и затратах по сравнению с американскими конкурентами. «Рынок был на подъеме, но в августе многие перспективные компании с высоким потенциалом роста ушли в существенный минус», — констатировал в разговоре с газетой The Financial Times Джейкоб Зонненберг, аналитик фирмы Irving Investors, специализирующейся на технологических инвестициях.

Парадокс у соседа

В России выявлен парадокс цифрового хаоса: 80 процентов отечественных компаний занимаются цифровизацией и внедрением ИИ без стратегии. Они вбухивают в это направление сотни миллионов рублей. Но 42,5 процента рабочего времени их сотрудников уходит на рутину, которую можно автоматизировать. Об этом говорят промежуточные результаты III Всероссийского опроса о цифровой трансформации. Он проводится с начала 2025 года компаниями Comindware и Artezio (входит в группу «Ланит») при поддержке ассоциаций «Руссофт» и BPM-профессионалов, охватывает крупный, средний и малый бизнес и завершится публикацией обобщенных выводов и рекомендаций в начале 2026-го. 

«Мы наблюдаем в России феномен цифрового хаоса, — сообщил специализированному порталу CNews ведущий аналитик Comindware Игорь Простоквашин. — Компании внедряют отдельные решения без общего плана, что приводит к неэффективному расходованию средств и времени. При правильном стратегическом подходе компании могли бы сократить долю рутинных операций минимум вдвое, высвободив ценное время сотрудников для творческих и стратегических задач».

Анализ ответов участников опроса показал, что только 20 процентов компаний внедряют цифровые технологии с единой стратегией. Остальные реализуют точечные проекты без общего видения перспектив (60 процентов) или вообще не имеют стратегии цифровизации (20 процентов). При восьмичасовом рабочем дне российские сотрудники тратят в среднем три-четыре часа на рутинные операции, тогда как в компаниях, имеющих цифровую стратегию, этот показатель составляет менее 25 процентов.

Парадоксальность усиливается тем, что, несмотря на отсутствие стратегии, 40 процентов российских предприятий планируют вкладывать в цифровизацию и внедрение ИИ в течение предстоящих 12 месяцев сотни миллионов рублей, рискуя потратить их впустую. Пикантности ситуации придает то, что почти в двух третях компаний цифровизацией руководят не специализированные IT-подразделения, а генеральные директора или даже владельцы бизнеса.

«Наше исследование уже на промежуточной стадии выявило пять главных барьеров, мешающих эффективной цифровизации российского бизнеса, — объясняет Простоквашин. — На первом месте с одинаковым результатом в 60 процентов оказались высокая стоимость внедрения и сложность интеграции существующих цифровых и ИИ-систем. Остальные 40 процентов респондентов отметили сопротивление сотрудников изменениям, отсутствие подходящих решений и нехватку IT-специалистов. Фактически российский бизнес оказался в замкнутом круге: без стратегии невозможно эффективно преодолеть эти барьеры, а они мешают выработать стратегию».

По словам Простоквашина, российский бизнес находится в точке бифуркации: или компании перейдут от хаотичной цифровизации и внедрения ИИ к системному подходу, или продолжат терять конкурентоспособность. 

Исследование также обнаружило корреляцию между размером бизнеса и подходом к цифровизации и внедрению ИИ. Крупные компании с численностью более 200 сотрудников чаще имеют специализированные IT-подразделения. А в среднем и малом бизнесе эту функцию берут на себя первые руководители и собственники, что приводит к фрагментарному подходу и отсутствию всесторонней экспертизы принимаемых решений.

Читайте в свежем номере: