Национальный музей Республики Казахстан открыл новый зал этнографии, где посетители могут погрузиться в мир богатых традиций и уникального искусства казахского народа и народов Центральной Азии.
— Идея выставки родилась из стремления показать широкой публике уникальные экспонаты, многие из которых ранее были представлены лишь фрагментарно, — рассказывает научный сотрудник музея Бахытгуль Нургожина. — Коллекция национального музея огромна: только ковров насчитывается свыше 150 видов, и она постоянно пополняется благодаря ежегодным этнографическим и археологическим экспедициям.
Искусство, которое оберегает: ювелирные украшения
Особое внимание в экспозиции уделено ювелирному искусству XIX-XX веков. Каждое украшение — это не просто предмет красоты, но и мощный оберег. Значение имеют и форма, и орнамент, и даже материал.
Например, саукеле — свадебный головной убор невесты XIX века из Западного Казахстана — поражает своими красотой и величием.
По словам Бахытгуль Нургожиной, такой шедевр, инкрустированный сердоликом, кораллами и позолотой, мог изготавливаться до года. Он передавался из поколения в поколение по женской линии и нес в себе не только сакральный смысл, но и информацию о статусе и роде невесты. Красный цвет, в который традиционно наряжали невесту, символизировал плодородие, жизненную силу и молодость.
В витринах представлены украшения для головы, кос, шеи, рук, а также пояса и даже гигиенические наборы. Особый смысл вкладывался в серебро — его считали чистым металлом, способным защищать. Поэтому, например, женщина надевала серебряные кольца, когда готовила еду, чтобы пища была чистой.
Мужчины в торжественных случаях, как правило, носили парадные пояса. Считалось, что мужчина без пояса — без чести и достоинства. А массивные перстни «сватов», которые надевали на два пальца, были символом объединения двух родов.
Связь поколений: ковры и войлочные изделия
Отдельная часть экспозиции посвящена тканым и войлочным изделиям, которые в казахских семьях передавались из поколения в поколение. В новом зале этнографии представлено их региональное многообразие: от строгих форм Западного Казахстана до изящности южных регионов. Экспонаты начала XX века хотя и не считаются древними, однако сохранили старинные орнаменты, которые мастера передавали из века в век.
В центре зала установлен горизонтальный ткацкий станок, на котором вручную изготавливали ворсовые ковры. Иногда на создание одного изделия уходило до полугода, что говорит о кропотливости и высочайшем мастерстве.
По одежде встречают: национальные костюмы
На выставке представлены реконструированные национальные костюмы, в том числе жениха, невесты и других представителей народа. Авторы реконструкций — Естай Даубаев и Айжан Абдубаитова. Костюмы наглядно показывают богатство орнаментов и многообразие традиционных форм. Украшения демонстрируются вместе с одеждой, чтобы наглядно показать, как носили полный комплект.
По словам посетителей, эта выставка — живое свидетельство богатого культурного наследия, где каждый предмет несет в себе историю, глубокий смысл и душу казахского народа.
Фото автора